«Развитие воображения у детей»

ирина дерендяева
«Развитие воображения у детей»

«Развитие воображения у детей»

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет лучше всего развивается воображение. И если в этот период воображение ребенка не развивать, то в дальнейшем без труда можно заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению (а без воображения не было бы совершено множество открытий, и не увидели бы свет шедевры мирового искусства, да и бытовые вопросы без творческого подхода иногда не так-то просто решить).

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существующего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержанием воображения могут быть самые разные образы.

Во-первых, это представление того, что существует в действительности, но человек этот образ не воспринимает в данный момент. Такие образы являются индивидуальными.

Во-вторых, воображение может «оживлять» события исторического прошлого или предвосхищать то, что будет в будущем. Т. е., используя воображение, человек может «жить» в разном времени: не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.

И третье, содержанием воображения могут образы того, чего никогда не было и никогда не будет в действительности.

В психологии нет единой классификации воображения. Принято различать воображение активное и пассивное.

Активное: воссоздающее и творческое.

Пассивное: непреднамеренное и преднамеренное.

Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов, это представление того, что существует реально, что известно людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, схем. Этот вид воображения лежит в основе обучения.

В основе творческого воображения лежит создание объективно новых, оригинальных образов, которых нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведение искусств, литературы, новые методы обучения и воспитания. Считается, что творческое воображение включается в любую деятельность в виде планирования.

Сновидения относят к непреднамеренному пассивному воображению, поскольку их содержание не зависит от сознания человека. Однако образы из снов могут стать предметом творческого воображения. Например, Франц Кафка запечатлевал сны в своих фантастических произведениях.

К преднамеренному воображению относят грезы – приятные образы, фантазии, не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь; мечты.

Функции воображения

построение образа конечного результата его деятельности;

создание программы поведения в ситуации неопределенности;

создание образов, заменяющих деятельность;

создание образов описываемых объектов.

Принципы для развития творческого воображения.

• Прежде чем приступать к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

• Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

• В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

• Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

• Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Виды и способы воображения.

• Агглютинация – «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок «человек-зверь» или «человек-птица».

• Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

• Схематизация – в этом случае предметы сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

• Типизация – выделение чего-то существенного, повторяющегося в

• конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, рабочего и т. д.

• Акцентирование – в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Тест «Несуществующее животное».

Протестировав воображение ребенка, предложив ему нарисовать несуществующее животное, мы также сможем узнать побольше о Личности ребенка.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешимость.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действительности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайне мере, начинает осуществляться.

Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость, в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверие. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства). Для детей характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза. Это символ присущего человеку переживание страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – самоукрашение и самооправдание к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы). Соединение ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своим суждением, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Разнообразие в форме и положение этих деталей – своеобразие суждений, самостоятельность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном).

Творческие возможности. Они выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность. Отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки и т. д., к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот» и т. п.). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана» и т. п., знаменующие легкомысленное отношение к окружающим. Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Автор публикации:
«Развитие воображения у детей»
Опубликовано: 4 марта 2013 в 17:19
+49
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...