«Развитие воображения у детей»

ирина дерендяева
«Развитие воображения у детей»

«Развитие воображения у детей»

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет лучше всего развивается воображение. И если в этот период воображение ребенка не развивать, то в дальнейшем без труда можно заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению (а без воображения не было бы совершено множество открытий, и не увидели бы свет шедевры мирового искусства, да и бытовые вопросы без творческого подхода иногда не так-то просто решить).

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существующего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержанием воображения могут быть самые разные образы.

Во-первых, это представление того, что существует в действительности, но человек этот образ не воспринимает в данный момент. Такие образы являются индивидуальными.

Во-вторых, воображение может «оживлять» события исторического прошлого или предвосхищать то, что будет в будущем. Т. е., используя воображение, человек может «жить» в разном времени: не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.

И третье, содержанием воображения могут образы того, чего никогда не было и никогда не будет в действительности.

В психологии нет единой классификации воображения. Принято различать воображение активное и пассивное.

Активное: воссоздающее и творческое.

Пассивное: непреднамеренное и преднамеренное.

Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов, это представление того, что существует реально, что известно людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, схем. Этот вид воображения лежит в основе обучения.

В основе творческого воображения лежит создание объективно новых, оригинальных образов, которых нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведение искусств, литературы, новые методы обучения и воспитания. Считается, что творческое воображение включается в любую деятельность в виде планирования.

Сновидения относят к непреднамеренному пассивному воображению, поскольку их содержание не зависит от сознания человека. Однако образы из снов могут стать предметом творческого воображения. Например, Франц Кафка запечатлевал сны в своих фантастических произведениях.

К преднамеренному воображению относят грезы – приятные образы, фантазии, не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь; мечты.

Функции воображения

построение образа конечного результата его деятельности;

создание программы поведения в ситуации неопределенности;

создание образов, заменяющих деятельность;

создание образов описываемых объектов.

Принципы для развития творческого воображения.

• Прежде чем приступать к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

• Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

• В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

• Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

• Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Виды и способы воображения.

• Агглютинация – «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок «человек-зверь» или «человек-птица».

• Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

• Схематизация – в этом случае предметы сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

• Типизация – выделение чего-то существенного, повторяющегося в

• конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, рабочего и т. д.

• Акцентирование – в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Тест «Несуществующее животное».

Протестировав воображение ребенка, предложив ему нарисовать несуществующее животное, мы также сможем узнать побольше о Личности ребенка.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретация:

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешимость.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действительности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайне мере, начинает осуществляться.

Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость, в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверие. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства). Для детей характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза. Это символ присущего человеку переживание страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – самоукрашение и самооправдание к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы). Соединение ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своим суждением, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Разнообразие в форме и положение этих деталей – своеобразие суждений, самостоятельность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном).

Творческие возможности. Они выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность. Отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки и т. д., к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот» и т. п.). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана» и т. п., знаменующие легкомысленное отношение к окружающим. Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Автор публикации:
«Развитие воображения у детей»
Опубликовано: 4 марта 2013 в 17:19
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок»
Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: Это выпал белый снег. Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь, Потому...
Видеофрагмент игры Воскобовича «Логоформочки 5»
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент развивающей игры Воскобовича "Логоформочки 5". Из опыта работы могу рекомендовать начинать знакомить детей с этой...
Конспект ООД в технике «Аппликация песком»
Тема: «Дед Мороз» аппликация цветным песком. Цель: Освоение технологии изготовления работ в технике «Аппликация песком». Задачи: Формировать умение...
Мастер-класс. Рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей»
Мастер класс рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей» Подарить детям настоящую сказку можно на самый волшебный, самый веселый праздник «Новый...
Консультация для родителей «Игры на природе»
«Игры в течение дня» ( часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие...