Лучший педагог года

Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью

Надежда Дерышева
Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью»

Содержание

Актуальность педагогического опыта

- теория вопроса

- новизна педагогического опыта

Методы и приёмы формирования волевых качеств у дошкольников

- система работы по организации игровой деятельности

Публикация «Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью» размещена в разделах

- условия организации и проведения подвижных игр дидактической направленностью

Сотрудничество с семьёй

Результативность опыта

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Приложения

Актуальность

В дошкольном возрасте возникает и активно развивается воля1 ребенка, что проявляется в заучивании и осознании движений, становлении основных этапов волевого действия2, овладении ребенком своим поведением, сознательном управлении своей деятельностью, умении планировать, подчинять действия достижению цели и контролировать их, совершенствовать усилия, преодолевать препятствия.

Формирование волевой сферы – это важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Волевые качества3 (Приложение 1. Классификация волевых качеств по В. К. Калина) личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. От того, как будет воспитан ребенок в волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

В дошкольный период воля проходит важный этап своего развития в связи с подготовкой к учебе и труду; возникают и формируются волевые действия, меняется ее роль в поведении, которая приобретает произвольный характер4, возникает саморегуляция собственной деятельности ребенка. Антон Семёнович Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать, добиться, но и умение отказаться от чего-то, когда это нужно». Поэтому необходимо воспитывать волю у детей, потому что волевые качества личности формируются в течение жизни, но основы волевых процессов закладываются в детских образовательных учреждениях и в семье.

Наше дошкольное учреждение посещают не совсем обычные дети. У каждого ребёнка нарушена работа важного органа восприятия – зрения. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние5, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией6 зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Алексей Григорьевич Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок и ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Согласно требованиям ФГОС ДО, физическое развитие ребенка включает приобретение опыта в овладении подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Поэтому в своей деятельности с детьми мы уделяем особое внимание играм с правилами, а именно подвижным играм. Известно, что подвижные игры с правилами создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Но привнося новое в свою деятельность и с целью более успешного формирования волевых качеств, мы решили, что необходимо разнообразить подвижные игры и дополнить их еще одной задачей – дидактической. В дидактических играх тоже формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате и подвижные, и дидактические игры оказывают влияние на волевое поведение. В этом случае такие игры можно назвать подвижными играми с дидактической направленностью.

Таким образом, мы сформулировали цель нашей деятельности: формирование волевых качеств посредством включения в деятельность детей подвижных игр с дидактической направленностью.

Были поставлены задачи:

обогащение развивающей предметно-пространственной среды путем создания дидактических пособий с целью использования их в подвижных играх с дидактической направленностью;

формирование у детей умения реагировать на сигнал педагога играть по правилам и следовать его инструкции;

способствовать развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

повышение уровня компетенции педагогов в работе с детьми по формированию у них волевых качеств;

ознакомление родителей с игровыми приёмами, помогающими в развитии волевых качеств; создание условий для активизации работы с детьми в семье.

Методы и приёмы формирования волевых качеств у дошкольников

Опираясь на ряд научных педагогических источников, психолого-педагогические открытия в области педагогики, опыт коллег, нами определена система работы по организации игровой деятельности, направленной на развитие волевых качеств:

подбираем подвижные игры с правилами;

формулируем в игре дидактическую задачу, создавая при этом подвижную игру с дидактической направленностью;

знакомим детей с подвижными играми, постепенно включая в них дидактическую задачу;

ведем систематическую работу с понятием «правило» (повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям);

привлекаем детей к самооценке игры;

поэтапно отслеживаем результаты достижений каждого ребенка;

предоставляем детям больше свободы в самовыражении.

Проведение подвижных игр с дидактической направленностью включает:

1. первостепенной задачей нашей деятельности является то, чтобы научить детей реагировать на сигнал педагога. Для этого мы используем различные раздражители: хлопок в ладоши, колокольчик, музыкальные игрушки, восторженный возглас и т. д.

2. при ознакомлении детей с содержанием игры мы используем дидактический материал (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей);

3. при объяснении хода и правил игры, предлагаем детям повторить правило несколько раз и самим подумать, какие действия будут являться несоблюдением правил; предлагаем повторить инструкцию выполнения действий;

4. определяя роль взрослого в игре, его участие в качестве играющего или болельщика (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием, предлагаем более активным детям выполнить эту роль (чаще это происходит в уже знакомых детям играх);

5. для того, чтобы дети хотели в дальнейшем участвовать в играх и с удовольствием выполнять правила, мы, при подведении итогов игры, используем интересным формы: поставь балл себе или своему другу (при использовании карточек с цифрами); используя кружочки зеленого и красного цветов, определяем понравилась ли детям игра; используя «волшебный мешочек», нарушители правил могут прошептать в него, что в следующий раз будут их соблюдать и т. д.);

6. важным пунктом проведения игр, является поощрение детей. Мы используем такие виды поощрения, как словесный, награждение победителей (материальное, исполнение желания, используем «Сундучок поощрений», «Сундучок сладостей», присваиваем победителю звание «Герой дня», оформляем открытку маме «Большое спасибо маме».

По мере накопления двигательного опыта и решения дидактических задач, мы усложняем игры, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной, это позволяет сделать уже знакомые для детей игры более интересными.

Мы создали картотеку подвижных игр с дидактической направленностью для формирования волевых качеств у дошкольников (Приложение 3, которая с интересом используется всеми педагогами нашего учреждения.

При организации и проведении подвижных игр дидактической направленности мы придерживаемся следующих условий:

• правила игры должны быть просты, четко сформированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится;

• в игре должны быть четко выделены правила, которые нужно соблюдать;

• игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности;

• игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью;

• каждый участник игры должен принимать в ней активное участие;

• инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Подвижные игры с дидактической направленностью мы используем на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, как часть других занятий для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений, навыков. Мы убедились в том, что в целях познания лучше использовать игры малой и средней подвижности, так как в играх большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться на выполнении дидактической задачи.

Большая роль в подвижных играх с дидактической направленностью принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Опираясь на условия организации и проведении подвижных игр дидактической направленности, соответствующим образом формируется предметно-пространственная среда в группе, создаются новые пособия для игр («Веселый осьминог», «Игровой парашют», «Паучок - моталка» и др.) тем самым у детей создаётся эмоционально положительный настрой на игру. (Приложение 3. Фото)

Сотрудничество с семьёй

Одна из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.

Для ознакомления родителей с играми и игровыми приёмами для развития волевых качеств в семье, мы проводим мастер-классы «Развитие воли у детей дошкольного возраста» (Приложение 4, консультации «Условия необходимые для воспитания воли в процессе труда» (Приложение 5, «Создание условий в семье для развития игровой деятельности» (Приложение 6, предлагаем родителям памятки «Развиваем волевые качества» (Приложение 7). Активное участие родители принимают в конкурсах по изготовлению интересных игр и пособий по данной теме. Родители посещают образовательную деятельность, где являются не только зрителями, но и участниками. Такие методы работы помогают родителям рассматривать педагогический процесс – не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином пространстве.

Результативность опыта

При проведении подвижных игр с дидактической направленностью мы наблюдали, что в ходе такой игры дидактическая задача решается более эффективно, так как при этом удовлетворяется потребность ребенка в движении, сохраняется оздоравливающее влияние, а дидактическая задача завуалирована в игровую форму. Играя, ребенок решает ее более успешно: его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнения правил игры. Причем, мы отметили, что игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание ребенка на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Одним из результатов нашей работы стало то, что у детей улучшилось эмоциональное состояние, дети начали быстрее реагировать на голос педагога и другие раздражители, стали более внимательными, стали легче принимать поражение. С помощью наблюдения мы отметили, что дети начали сами изменять правило игры, придумывают новое правило, что позволяет им с большим интересом, желанием соблюдать их и добиваться больших результатов.

Используя игровые методики для диагностики волевых качеств, такие как «Вежливость», «Вместе со мной» «Помехи», «Замри», «Перенос кубиков», «Не подглядывай» (Приложение 8, мы выявили, что дети стали реже нарушать правила, проявляют выдержку, дети стали сдержаннее в своих действиях.

Заключение

Используя игровые приёмы для развития волевых качеств, мы отметили результативность нашей работы: дети стали более организованы в осуществлении какой-либо деятельности, стали менее импульсивны, улучшилось эмоциональное состояние детей, многие из них научились выражать свои чувства, улучшился самоконтроль движений, совершенствовалось умение действовать по правилу.

Родители отмечают, что дети с интересом выполняют задания, играя в предложенные нами игры дома и на прогулке.

Кроме этого, у детей повысился интерес к познанию, возросла речевая активность, возникла поисковая деятельность, увеличился объём зрительного внимания и памяти, совершенствовалась способность слухового восприятия.

Опыт нашей работы показал, что подвижные игры с дидактической направленностью имеют большое значение в формировании у детей навыков общения и взаимодействия в совместной деятельности. У детей формируется понимание, что выполнять успешно задачу должен каждый член команды, достичь успеха в одиночку невозможно; каждый участник должен максимально постараться для того, чтобы команда победила, успех команды зависит от результата совместной деятельности.

В заключение, хочется вспомнить слова французского писателя Оноре де Бальзак: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Список литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

2. Гарифуллина А. В. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.

3. Ермаков В. П. Якунин Г. А. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. М., 1990.

4. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М. : УРАО, 1998.

5. Источник: http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestv Классификация волевых качеств личности.

6. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. М. : Просвещение, 1989.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.

8. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. (Библиотека педагога-практика).

9. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.

Глоссарий

1 Воля - свойство психики, регуляция и организация человеком своего поведения, деятельности (внутренних и внешних действий, направленная на преодоление трудностей при достижении цели.

2 Волевое действие - предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать, — прежде чем действовать фактически, он действует мысленно. С другой стороны, волевое действие — это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий.

Этапы волевого действия (С. Л. Рубинштейн)

1. предварительное установление цели;

2. рассмотрение и борьба мотивов;

3. решение;

4. выполнение.

3 Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.

4 Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

5 Астеническое состояние - состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью с крайней неустойчивостью настроения, ослаблением самообладания, нетерпеливостью, неусидчивостью, нарушением сна, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению, непереносимостью громких звуков, яркого света, резких запахов.

6 Депривация - особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т. д.).

Публикации по теме:

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр Введение По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания,.

Информационно-творческий проект «Развитие морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством игр»Информационно-творческий проект «Развитие морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством игр» .

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

Обобщение опыта работы «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры". Работая по данной проблеме, однозначно встаёт.

Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ Название игры Методические указания Описание игры «Эстафета с обручами» Отмечается качество выполнения задания и скорость.

Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Развитие пространственного мышления с помощью дидактической игрыРазвитие пространственного мышления с помощью дидактической игры Игра- вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Система работы по формированию волевых качеств дошкольника посредством подвижных игр с правилами Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для.

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с дидактической направленностью
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 22:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД