«Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения» — консультация для родителей

Елена Борн
«Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения» — консультация для родителей

Развитие эмоционального мира дошкольников

с нарушением зрения

консультация для родителей

В настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:

• Способность распознавать собственные эмоции;

• Способность владеть собственными эмоциями;

• Способность к самомотивации;

• Коммуникативная способность.

Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

Во время коррекционно-развивающей деятельности со слабовидящими детьми и детьми с тяжелыми нарушениями речи (старшие и подготовительные группы) я провожу различные игры, которые способствуют развитию эмоционального мира дошкольников.

Эти игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.

1. Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику.

Ход игры: на разные 3 сигнала – картинки: солнце, туча, ветер – дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.

Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай!

Что увидишь на картинке, то и проживай!

«Солнце» - подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.

«Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.

«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.

Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.

2. Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение.

Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж). Беседа:

• какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)

• какое чувство оно переживает? (веселье, радость?

• какого цвета грустное яблоко? И т. д.

• обыгрывание и показ яблочного настроения.

3. Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.

Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.

«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки.

Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать.

И произошло чудо – Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза.

А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба».

Вопросы и задания:

-найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится?

-какое настроение у облака с права от грустного?

-какое облако слева от злого?

-какое облако висит ниже всех? Выше всех?

-кто выше всех (солнце?

-у кого на небе одинаковое настроение?

-постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.

4. Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают:

-какое у них сегодня настроение;

-сравнивают своё настроение с каким-либо явлением природы;

-передают пожелания друг другу;

-затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т. к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными, интересными людьми.

5. Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т. д.); «Комплименты»; «Вместе весело шагать…» (пение песен в кругу); «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).

6. Упражнения:

• «Встаньте все, кто…. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т. д.»

«Что такое радость?» (высказывания детей)

«Кто как радуется?»

«Что нам делать с этим чувством?»

«Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).

«Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).

«Коврик злости»

«Возьми себя в руки» (при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека).

«Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».

«Связующая нить».

7. Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.

8. Использование ритуалов:

• приветствия – радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;

• прощания – пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.

Литература.

1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Я, 1997.

3. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. Анималотерапия для детей. Я, 2000.

4. Лэндрет Г. Я. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

5. Шипицына Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи. Дефектология, №4 – 1993.

6. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.

Учитель-дефектолог Борн Е. В.

Публикации по теме:

Игра из пуговиц для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. «Птичий двор»Игра из пуговиц для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. «Птичий двор» ы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
«Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения» — консультация для родителей
Опубликовано: 27 января 2013 в 13:00
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...