Лучший педагог года

Внеклассный урок в начальной школе по чтению и изодеятельности «Любимые с детства сказки»

Татьянина Наталья
Внеклассный урок в начальной школе по чтению и изодеятельности «Любимые с детства сказки»

Развитие эмоциональной сферы детей средствами искусства

1. Интегрированное внеклассное мероприятие с (презентацией)

Тема: «Любимые с детство сказки».

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям, популяризация чтения и изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные: прививать интерес к чтению и изобразительной деятельности, проверить знание сказочных произведений и картин.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, умение анализировать.

Публикация «Внеклассный урок в начальной школе по чтению и изодеятельности „Любимые с детства сказки“» размещена в разделах

Воспитательные: формировать позитивное мировосприятие,

воспитывать любовь и интерес к народным и авторским произведениям по мотивам сказок, способствовать воспитанию коммуникативных навыков, формированию лидерских качеств.

Оборудование: Интерактивная доска, выставка рисунков и книг по теме «Любимые с детство сказки».

Ход урока.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами не просто будем вспомнить любимые сказки, но и узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. А самое главное мы научимся сочинять свои сказки.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Игра: «Я назову, а вы продолжите».

Учитель называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Мышка… (норушка)

Лягушка … (квакушка)

Зайчик… (побегайчик)

Лисичка… (сестричка)

Волчок… (Серый бочок)

Медведь… (косолапый)

Петушок… (Золотой гребешок)

Гуси… (Лебеди)

Сестрица (Алёнушка)

Братец… (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба… (Яга, костяная нога)

Коза… (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка… (Ряба)

Муха… (Цокотуха)

Крошечка… (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист… (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк… (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

2. Основная часть:

- Сказки бывают разными : народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

-Правильно. Люди сочиняли сказки и передавали от одного человека к другому. Поэтому сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству.

В древности до 1649 г. сказки называли по - другому. Их называли «басни», «байка», а сказочников, которые рассказывали их «бахарями». Почему байка? От глагола баять - говорить. Позже людей, которые рассказывали сказки, стали называть сказителями. Сказки любили не только Дети, но и взрослые. Сказочников ценили. Даже освобождали от тяжелой физической работы; только бы рассказывали сказки.

- А почему же сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек, т. е автор).

-Сказки учат нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (справедливость, смелый победит (отвага, терпеливый дождется (выдержка, хорошая работа оценится (прилежание, правда восторжествует и т. д.)

Учитель: Какие народные сказки вам больше всего нравятся, и вы их читаете своим братьям, сёстрам? («Василиса Прекрасная», «Крошечка - Хаврошечка», «Царевна - лягушка», «По щучьему веленью», «Репка», «Сивка - Бурка», «Зимовье зверей», «Колобок»).

Учитель: Вы любите загадки? (Да). Тогда слушайте внимательно.

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

Парень по воду побрёл,

В проруби её нашел.

Чудеса теперь кругом:

Вёдра прискакали в дом.

Берегите, братцы, ноги:

Едет печка по дороге!

Всё по его хотению… («По щучьему велению»).

Сказку мы для вас расскажем:

Она его кормила кашей,

Он ни капельки не съел,

На болото улетел.

Угощал её окрошкой,

Не отведала ни крошки

И ушла к себе в леса.

Это… («Журавель и лиса»).

Из снега, снега белого

Дочку себе сделали.

А весна-красна пришла-

Дочка и рас-та-я-ла… («Снегурочка»).

Чуть женой крота не стала

И усатого жука;

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. («Дюймовочка»)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. («Красная Шапочка»)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? («Семеро козлят»)

Он хозяина любил,

Верно он ему служил,

В сапогах ходил и злого

Людоеда победил. («Кот в сапогах»)

Приказала их принцесса

Принести зимой из леса.

Принести зимой цветы!

А какие? Помнишь ты? («Двенадцать месяцев»)

Учитель: Вы все знаете сказку «Маша и медведь? Давайте поиграем в театр. Мы с вами ребята научимся придумывать разные сказки. У меня в руках колечко. Я буду произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет начинать рассказывать сказку.

Колечко-колечко ты катись через крылечко,

Крылечко вдруг кончается, сказка начинается.

(У кого окажется из детей колечко, начинает рассказывать сказку, чтобы продолжить сказку дети снова играют в колечко).

Учитель: - Молодцы, хорошую придумали сказку. А теперь послушайте из какой сказки эти песни. (Прослушивание аудиозаписи).

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки).

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши).

Как выскочу, как выпрыгну -

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы).

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы).

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка).

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – ка – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка).

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота).

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

Учитель: Композиторы тоже, когда - то были маленькими, им бабушки и мамы рассказывали сказки. А вот когда они выросли и стали взрослыми, о своих любимых сказках они рассказывали языком музыки. К своим любимым сказкам композиторы пишут не только песни, но и инструментальную музыку. П. И. Чайковский написал фортепьянную пьесу, в ней музыкальными звуками нарисован портрет сказочного героя.

Кто это? (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Баба – Яга» из «Детского альбома»).

Учитель: - Каких еще отрицательных героев сказки вы знаете? (Кащей Бессмертный, Леший, Водяной).

Учитель: в сказках происходят самые невероятные чудеса: разговаривают реки, деревья, звери лесные, а если случится беда - помогут Солнце, Ветер, Месяц. Какие еще чудеса могут происходить в сказках? (Баба - Яга летает в ступе, скатерть - самобранка может сама накормить многих людей; Иванушка превратился в козленка, Царевна - лягушка превратилась в Василису Прекрасную).

Учитель: Теперь с помощью картинок каждый у себя в книжке составит сказку. (Дети приклеивают картинки сказочных героев, в своей книжке, дорисовывая сюжет придуманной сказки карандашами или фломастерами).

Учитель: Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп мышления.

Спросить учащихся о роли каждой шляпы (пояснения для присутствующих на уроке гостей)

БЕЛАЯ ШЛЯПА (ассоциации)

- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию).

В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить

- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: (ваши ассоциации, солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. Вопросы:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Найдите положительные моменты.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду.

Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места? В чем негативные стороны? Что здесь неправильно?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

- Что я чувствую по поводу данной проблемы? Герои произведения?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: (ассоциации) растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение. Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанных любимых сказок? Чего мы достигли? Чему научились?

В синей шляпе мы отстаиваем мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаемся на критику. Потому, что знаем, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая-креативное. В синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Итак, на эту работу я даю вам от 5 до7 минут.

Перед тем, как приступить к работе групп, предлагаю провести небольшую физминутку

Эмоциональная разрядка:

•нахмуриться; как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

•улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо.

•устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

•отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

После физминутки заслушиваются выступления всех групп.

Учитель благодарит ребят за придуманные сказки. Всех хвалит и поощряет сладкими призами.

Публикации по теме:

Урок изобразительного искусства в начальной школе «Дымковская игрушка: птичка из ладошки»Урок изобразительного искусства в начальной школе «Дымковская игрушка: птичка из ладошки» Цель: Привлечение интереса детей к русским народным промыслам. Задачи: -Познакомить с видом народного промысла - дымковской игрушкой..

Урок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школеУрок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школе Состоялся очередной урок внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который прошел под названием "День Земли". Цель занятия: Дать понятие.

Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства»Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства» Публикация является продолжением серии постов о реализации летнего семейного проекта «Любимые цветы детства». Материал будет интересен.

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?» Тема: Что у нас под ногами? Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных.

Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Лилейник — красоднев»Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Лилейник — красоднев» Лилейник-красоднев недаром так зовётся, Ведь целый день красуются цветки, А за ночь все завянут лепестки, Но утру, радуясь, другой цветок.

Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Нигелла»Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Нигелла» Из всех цветков мне дорог Тот. Цветок Нигеллы незаметной. Ей «Дева в зелени» народ Названье дал, довольно метко. Она стыдливо лепестки.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Урок художественного творчества «Русские народные сказки» в стокгольмской школе для билингвальных детейУрок художественного творчества «Русские народные сказки» в стокгольмской школе для билингвальных детей В нашей школе АБВГДЕЙКА для детей из русско-шведских семей уже несколько лет проводятся разнообразные уроки художественного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассный урок в начальной школе по чтению и изодеятельности «Любимые с детства сказки»
Опубликовано: 27 июля 2023 в 18:43
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД