Развитие активной речи путем тренировки моторики пальцев рук в группе для детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Татьяна Макарова
Развитие активной речи путем тренировки моторики пальцев рук в группе для детей старшего дошкольного возраста с ФФН

«Развиваем руки – развиваем речь»

(Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста через тренировку моторики пальцев рук в группе компенсирующей направленности для детей с ФФН)

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника.

Учеными (Л. Ф. Фомина, В. М. Бехтерев, М. Кольцов и др.) давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.

В практике работы логопедических групп развитие тонкой моторики проводится по традиционной методике.

Это побудило нас организовать кружок «Умные пальчики» для которого была разработана программа развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста, тетрадь для старшей группы «Веселые прописи» (Приложение 5).

Комплекс разработанных нами занятий предназначен для детей 5 – 7 лет, в нем используются здоровьесберегающие технологии и всевозможные меры, способствующие развитию движению рук и ручной умелости, рассчитан на 34 занятия в год (по одному занятию в неделю).

Темы занятий и их последовательность соответствуют лексическим темам, изучаемым детьми в группах с нарушением речи.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук – один из аспектов развития ребенка дошкольного возраста.

Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.

В группе компенсирующей направленности для детей с ФФН необходимо использование:

- массажа ладоней и пальцев рук:

это оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений рук. Проводится в виде отдельного 5-минутного занятия или в виде динамической паузы. Для того, чтобы сыграть веселый спектакль с помощью рук, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, то есть механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Для проведения массажа могут быть использованы различные предметы: шестигранные карандаши, грецкие орехи, плоды каштана, семена фасоли, резиновые колечки, мячики с шипами.

- пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры:

систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка, творческую деятельность детей. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начинает придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма. С этой же целью в подготовительной группе вводим кинезиологические упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

- выкладывание фигурок, узоров, букв:

все упражнения по тренировке движений рук проводятся в игровой форме.

В ходе выполнения игровых действий применяются различные материалы:

Семена фасоли, риса, перловки, гороха для сортировки и выкладывания фигурок, счетные палочки и геометрические фигуры для составления узоров и контуров предметов, мелкие веточки для изображения стаи птиц, манная крупа для написания букв.

Большой интерес для детей представляют: выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, создание аппликации путем отщипывания кончиками пальцев небольших кусочков цветной бумаги, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, регулируя силу нажима, игры – шнуровки.

Для снятия напряжения у детей используем малоподвижные игры на согласование речи и движений.

Все это, несомненно, поможет детям легче адаптироваться в школьном обучении. Поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, включающее в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремление к точному его употреблению. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии активной речи и желание осваивать вместе с ребенком все этапы этого развития.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей с ОНР посредством кружковой работы Развитие мелкой моторики у детей с ОНР - важная задача, которую решает не только учитель-логопед, но и воспитатель. Мы предприняли попытку.

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие активной речи путем тренировки моторики пальцев рук в группе для детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Опубликовано: 5 августа 2013 в 19:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчёт «Готовимся к выпускному празднику!»
Сегодня у детей нашей группы прошёл выпускной праздник «Эту жизнь дошкольную мы будем вспоминать! ». Наши ребята прощались с детским садом. Это было...
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей, которые...
Частушки «Всю неделю были врозь, в воскресенье — вместе!».
Частушки "Всю неделю были врозь, в воскресенье – вместе! ". 1. Без тебя мне грустно было, Было мне нехорошо. Почему ко мне, мой милый, В...
Образовательное событие на тему «Путешествие в космос»
Цели и задачи: - Расширить и закрепить знания о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях, о первых космонавтах и празднике День...
Сказка для детей «Родня»
Родня Жили – были на лесной опушке корова Зорька, овечка Полька и коза Умка. Жили они дружно: с самого утра паслись на зеленой лужайке, нежились под ясным...