Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Наталья Иванова
Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Использованные источники

1. Дименштейн Р., Ларикова И. «Защита прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию: опыт поддержки родителей»

2. Дименштейн Р. П., Ларикова И. В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - Вып. 3. http://www.pedlib.ru/Books/4/0003/index.shtml

3. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации/ Сост. Е. В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

4. Кравцова М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 111 с.

5. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: «академия», 2002. – 176 с.

Полезные ссылки

Альманах института коррекционной педагогики (ИКП) - http://almanah.ikprao.ru/almanah/editors.htm

Тематические сайты, форумы

Форумы сайта «ОСОБОЕ ДЕТСТВО» - http://www.osoboedetstvo.ru/;

Конференция «Другое детство» - http://flogiston.ru/news/conference/another_childhood

Конференция МАТЕРИНСТВО, «Дети с особыми потребностями» - http://forum.materinstvo.ru/index.php?showforum=69;

«Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,

жизнь создает для себя школу и приспособляет ее

к своим потребностям и стремлениям.»

Д. И. Писарев

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь инклюзии, встает и другая задача – адаптация всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.

Создание модели психолого-педагогического и социального сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции. При организации работы школы в рамках единой модели выявляются трудности и риски, требующие эфективного разрешения. Среди основных трудностей школа сталкивается с отсутствием специально подготовленных кадров к работе в соответствии с принципами инклюзивного обращования, отсутствие необходимой толерантности у взрослых-педагогов и родителей и детей к совместному обучению детей с ОВЗ и обычных детей. Данные риски целесообразно разрешать планомерно и постепенно, например, организовав обучение для педагогов и просветительские семинары и тренинги для родителей, методом проведения совместных родительских собраний, круглых столов для сотрудников школы и родителей. Популяризация принципов инклюзивного образования положительно влияет на формирование толерантного отношения к обучнию детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. С целью ознакомления и расширения информационного поля в школе полезно выпускать информационные материалы- ознакомительные листовки, стенныегазеты, отражать информацию по проблемы в публичном отчете, размещать на сайте. Доступность информации по вопросам инклюзивного образования позволяет сотрудникам школы формировать и корректировать мнение участников образовательного процесса в необходимом направлении.

К рискам большой вероятности относится и материально- техническое обеспечение процесса сопровождения, отсутствие опыта во взаимодействии школы с социальными партнерами по вопросам реализации инклюзивного образования. Преодолеть риски данной категории позволяет расширение научно- исследовательской деятельности, к котрой необходимо привлекать специалситов, обладающих необходимыми компетенциями и контактами. С цеклью полноценного сопровожденпия детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ № 508 к работе с учащимися и педагогами привлекаются не только психологи районного психолого-педагогического медико- социального центра, но и специалистыкафедры психо-физиологи ребенка РУУ им А. И. Герцена, психологи ИпиК «Гармония». Немаловажно организовать развитие информационной среды о работе инфраструктуры района и города по вопросам инклюзивного образования, абилитации (Абилитация — комплекс мер (услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи.) и реабилитаци учащихся с ОВЗ. Обозначение развивающихся возможностей помогает коллективу педжагогов и родителей сохранять настрой на эффективную работу, получать необходимую разностороннюю и многоплановую помощь.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном уст-ройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.

Поэтому при организации индивидуального сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы задачей педагогического коллектива в первую очередь является внедрение принципов инклюзии в повседневное пользование как учащимися и их родителями, так и всеми без исключения сотрудниками школы.

Дополнительным ресурсом в организации и внедрении инклюзивного образования для детей с различными ОВЗ является отделеине дополнительного образования. ОДОД рассматривается в контексте расширения возможностей самореализации и самоопределения ребенка с ОВЗ, адаптацции его в коллективе сверстников и обществе в целом, как инструмент формирования самооценки школьника, его адаптации, психокоррекции стресса родителей ученика с ОВЗ. Вовлечение ребенка в работу творческой группы или индивидуальную креативно- исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальныхсвязей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

Целесообразно упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т. п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы организации сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Публикации по теме:

Проект «Правовое обеспечение в ДОУ» Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать зашита прав ребенка. Здесь имеется в виду, в первую очередь,.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 00:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство в детском саду  (фотоотчет)
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. Для этого у нас в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое...
Проект «Собака — друг человека» в старшей группе
Проект «Собака друг человека» Цель проекта: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, проявлять заботу, пробуждать интерес к познанию...
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...