«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»

Татьяна Полякова
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»

Воспитатель Полякова Т. М.

«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.

Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников:

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Пути реализации задач экологического образования

экологизация предметно – развивающей среды;

• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Форма проведения должна:

• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

• учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

• наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

• игры: дидактические, словесные, подвижные.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

- содержание базисных программ ДОУ;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- обязательное использование наглядности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Примерное содержание знаний: по теме «Знакомство с домашними животными».

Образовательная область: Социализация.

Знакомство детей со средой обитания домашних животных; экосистема города и деревни (сходство и различие); формирование представлений о влиянии человека на домашних животных (заботится о них, кормит, лечит);

Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее», «Узнай и назови».

Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».

Образовательная область: Коммуникация.

Расширение словарного запаса детей (животное, ферма, корм, двор, подворье, детеныши); обучение рассказыванию (придумывание загадок, пересказ); развитие памяти (заучивание стихов, потешек, песенок); знакомство с художественной литературой (чтение «Три поросенка», слушание «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька); развитие мышления (разгадывание загадок о животных). Закреплять эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой; поощрять желания детей делиться впечатлениями.

Образовательная область: Познание.

Формирование представлений о домашних животных и их детенышах; воспитания бережного отношения к животным, трудолюбия; необходимость домашних животных для человека.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», «Лото».

Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет», «угадай по голосу».

Образовательная область: ФЭМП.

Формирование сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).

Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «Трафареты», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».

Образовательная область: Художественное творчество.

Учить изображать животных посредством рисования, аппликации и лепки, правильно передавать их форму, особенности строения, воспитывать самостоятельность; учить отмечать выразительные изображения; рассматривание картин с изображением домашних животных.

Интегрированный подход помогает решить задачи экологического воспитания дошкольников, тем самым осуществляя всестороннее развитие личности: учатся взаимодействовать с окружающей средой (лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом, ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.

Для осуществления полноценного экологическое развитие детей, работа педагога должна сочетаться с работой семьи. Для чего оформляются папки-передвижки на темы: «Берегите природу», «Юный исследователь» «Интересное рядом» и т. д. В которых содержатся интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы. Выполнение домашнего задания в виде рисунков, поделок, выявляют заинтересованность родителей и детей. Проводятся родительские собрания на экологическую тематику.

Организация природоохранных акций: изготовление плакатов: «Зеленая елочка – живая иголочка», «Здоровые дети на чистой планете», «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкорма птиц в зимнее время, «Чистое утро» (уборка территории, «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление).

Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников является системный и творческий подход к решению поставленных перед педагогами задач.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы».Экологический проект для малышей «Лаборатория неживой природы». Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Экология
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 25 декабря 2013 в 19:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...