Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода

Елена Афанасьева
Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода

Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода.

Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации образовательной деятельности занимает ведущее место в работе с дошкольниками.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Деятельность неразрывно связана с историей развития каждого человека и человечества вообще.

Рождаясь ребенок познает мир именно через действия и деятельность, вначале манипулятивную, на уровне рефлексов, когда ребенок захватывает предмет и тянет его в рот, ведь именно питание является его основной деятельностью в период новорожденности, затем появляется первая исследовательская деятельность, когда ребенок начинает обращать внимание на цвет – его манит все красивое и яркое, затем его познавательную корзину добавляется реакция на звук, ребенок может достаточно долго изучать, как погремушка может издавать звуки и так далее. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность ребенка поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В детский сад ребёнок приходит, овладев уже достаточным набором действий, но, тем не менее, постулат о том, что «Не отложится в разуме то, чего не побывало в руках» остается актуальным. Но образовательная и познавательная деятельность не сводится лишь к действиям.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НЕОБХОДИМО:

Создавать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

Использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.

Совершенствовать формы взаимодействия с семьей по экологическому воспитанию. Деятельность ребёнка развивается от возраста к возрасту, меняются её содержание и форма. Обучение строится в игровой деятельности, что полностью соответствует его интересам и способствует сохранению специфики детства.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(укрепление организма каждого ребёнка; формирование основных движений, двигательных качеств детей; ознакомление с элементами спортивных игр; развитие сознательного отношения к собственному здоровью)

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается совсем не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный самостоятельно выбирать и оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые естественны и адекватны его природе, удовлетворяют личные потребности в саморазвитии, самореализации.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.

Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

1. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

2. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.

3. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели

Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В. В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».

Виды деятельности (согласно ФГТ):

1. Игровая (ведущая)

2. Коммуникативная

3. Трудовая

4. Познавательно - исследовательская

5. Продуктивная

6. Музыкально - художественная

7. Чтение

В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками?

Деятельностный подход - это:

Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачи перед педагогом:

1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность».

Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:

1. социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;

2. возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.

Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной.

Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода соответствует компонентам, входящим в структуру самой деятельности:

Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу)- Проектирование решений проблемной ситуации- Выполнение действий (заданий)- Анализ результатов деятельности- Подведение итогов

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

5. Учи анализировать каждый этап работы;

6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Литература:

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

3. Словарь - справочник воспитателя. / Авт. -сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655)

5. Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1960.

Публикации по теме:

Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ. Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Реализация здоровьесбережения на основе деятельностного подхода
Опубликовано: 26 января 2014 в 16:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...