«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»

Елена Дроздова
«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь»

(А. Е. Антипина)

Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешного обучения в школе и развитии личности в целом. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

У детей с проблемами речевого развития игровые действия часто сопровождаются примитивной речью, они демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи.

Чтобы помочь детям в преодолении этих проблем и достичь лучших результатов в обучении и воспитании, я решила уделить особое внимание театрализованной деятельности (театрализации сказок).

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

• Данное направление педагогической деятельности актуально - современные тенденции развития дошкольного образования подчеркивают необходимость формирования у ребенка-дошкольника начальных ключевых компетентностей, а базовой, ключевой компетентностью, является именно коммуникативная, так как позволяет ребенку выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения.

• Вместе с тем, данное направление педагогической деятельности перспективно - включение детей в театрализованную деятельность, способствует снятию у них стрессообразующих факторов развития, стимулирует развитие духовного потенциала, позволяет успешно приобщать к истокам национальной культуры, а театрализованные игры и упражнения, успешно применяемые на развивающих занятиях в ДОУ, повышают их результативность и качество.

Организуя занятия по театрализованной деятельности, я поставила цель:

Развитие связной речи через различные виды театрализованной деятельности.

Возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые желания и интересы детей. Участвуя в сказках, они знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, звуки, музыку, учатся думать, делать выводы и обобщения.

Работая над высказываниями реплик персонажей, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемый диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Именно поэтому театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной речи детей.

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить рассказывать сказки, небольшие рассказы, уметь строить распространённые предложения.

2. Формировать лексико – грамматические навыки, совершенствовать связную речь, обогащать и активизировать словарь.

3. Знакомить детей с различными видами театра, обучать приёмам вождения персонажей в театре би-ба-бо, пальчиковом, ложек и кукольном театрах.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные качества детей, артистические способности.

2. Повышать уровень мотивации детей к театрализованной деятельности.

3. Продолжать работу над интонационной выразительностью: учить модулировать голосом - громче, тише; передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.

4. Развивать память, воображение, фантазию, общую и пальчиковую моторику рук.

Коррекционно – воспитательные задачи:

1. Развивать устойчивый интерес и любовь к театрализованной деятельности.

2. Воспитывать внимание, выдержку.

3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Свою работу строю с учётом следующих принципов:

• Систематичности и последовательности-материал к занятиям подобран в определённом порядке, с постепенным переходом от простого к сложному.

• Доступности - характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей.

• Наглядности - большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения (мультфильмы, просмотры кукольных спектаклей, использование моделей)

• Комплексности работы - театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.

• Исключение отрицательной оценки деятельности детей, особенно в первое время.

Театрализованная деятельность в детском саду интегрирована:

в непосредственно образовательную деятельность реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач

окружающая обстановка позволяет дошкольникам свободно включаться в театрализованную деятельность и совершенствовать речевые навыки и навыки общения.

Этапы работы:

1. Ознакомление с произведением, распределение ролей.

2. Обогащение словаря по данной и смежным темам.

3. Разучивание текста, «подбор» роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз).

4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, привлекая родителей.

5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению

(звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)

6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки.

Все театрализованные игры строятся по материалам сказок.

Тематика игр – это многообразие лексических тем, например, при изучении темы: «Хлеб» («Колосок», «Семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Овощи» («Репка», «Вершки и корешки», «Дикие животные» («Теремок», «Колобок», «Два жадных медвежонка» и т. д.) Познакомившись с книгой Лоры Поляк «Театр сказок», я решила использовать их не только для развития коммуникативных навыков своих воспитанников, но и для автоматизации поставленных детям звуков. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темп речи, ловкость, умение управлять своими движениями. Дети преодолевают неуверенность в себе, воспитывается воля и характер.

В работе использую различные виды театрализованных игр.

Режиссёрские игры:

Театр игрушек и картинок, магнитный театр - развивает воображение детей, здесь ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа. Преобладающими средствами выражения выступают интонация и мимика.

Настольный театр - во время игры интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, приобретается умение последовательно и выразительно передавать содержание сказки, активизирует застенчивых и молчаливых детей, развивается логичность мышления.

Игры – драматизации:

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, творческих способностей, мышления, речи, мелкой моторики, логики, обогащения словарного запас, поможет справиться с застенчивостью. С пальчиковым театром ребенок погружается в мир сказки, в уникальный мир волшебства. Он хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей, например, в сказках «Теремок», «Репка» такой спектакль может показать один ребёнок с помощью своих пальцев. С помощью персонажей мы учим чистоговорки и скороговорки, автоматизируем поставленные звуки.

Очень любят дети Театр ложек, ведь в нём есть такой атрибут, как ширма за которую ребёнок может спрятаться от зрителей. Неуверенным в себе детям легче преодолеть свою робость, наблюдая друг за другом, они обогащают свой личный опыт.

Театр би-ба-бо - данные игры используются при инсценировании диалогов, пересказе сказок. Здесь дети – артисты. Они учатся владеть своим голосом, интонацией, чёткой артикуляцией. У детей развивается память, умение взаимодействовать друг с другом.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Игры-инсценировки - поскольку дети играют сами, они могут использовать все средства выразительности (мимику, интонацию, пантомимику). Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль, сохраняя последовательность и передавая характеры персонажей. Развивается связная речь, значительно пополняется словарный запас, речь становится более грамотной, выразительной.

Все наши дети активно участвуют в театральных играх, драматизациях, диалогах, инсценировках.

На базе нашего сада проводились семинары для воспитателей и МО для логопедов, где были представлены театрализованные представления: «Спесивая коза», «Заюшкина избушка», «Как старик корову продавал» эмоциональные выступления наших воспитанников получили высокую оценку коллег.

Наши родители, не просто сторонние наблюдатели или обычные зрители, они также активно привлекаются к работе по подготовке к театрализации. Они оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, в разучивании ролей. Совместно с детьми они посещают театры, читают произведения по лексическим темам.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей различные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно – воспитательной работы.

Результаты:

Театрализованная деятельность обеспечивает оптимальные условия для развития познавательных, коммуникативных и социально - личностных способностей детей;

Обогатился активный и пассивный словарь, закрепляется правильное произношение звуков; диагностируется положительная динамика формирования навыков грамотной и связной речи;

Совершенствуется интонационная выразительность речи; умение связно и выразительно пересказывать сказки самостоятельно;

Развиваются память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей;

Дети научились правильно оценивать свои и чужие поступки, радоваться успехам сверстников; действовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Список литературы:

1. Акулова О. А. «Театрализованные игры», Дошкольное воспитание. 2005.№4

2. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

3. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.

4. Вакуленко Ю. А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр» - М., 2005

7. Лора Поляк «Театр сказок» С – П. «Детство-Пресс», 2001 г.

8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.

Публикации по теме:

План работы над постановкой театрализованного представления В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит зна­комые литературные сюжеты. Именно.

Значение театрализованных игр для познавательного развития детей От автора Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 17:38
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...