«Речевое развитие ребенка в раннем возрасте». Консультация для воспитателей

Ольга Воронцова
«Речевое развитие ребенка в раннем возрасте». Консультация для воспитателей

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.

Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300 – 400 слов, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ранний возраст – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение. Речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет, и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Необходимо поощрять все попытки ребенка к активному речевому общению. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение взрослого к ребенку имеет большое значение для своевременного развития активной речи. Хочется обратить внимание воспитателей на их собственную речь в работе с детьми этого возраста.

Речь воспитателя должна быть образцом для подражания. Она должна быть грамотной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой, а главное, немногословной! Это условие обеспечит успешное обучение детей правильной речи в раннем возрасте. Необходимо строить фразу, обращенную к ребенку, чтобы он приобрел навык понимать, а затем и строить предложение из 2-3 слов, используя предлоги и наречия, наиболее часто употребляемые в повседневной жизни (например, «Леша сидит на стуле»; «Молоко в чашке»; «Здесь шарики, а там кубики» и т. д.) Воспитатель, стремясь поддержать любое обращение ребенка к нему, переводит эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать? Скажи: «Дай мяч».

Побуждая ребенка к речевому подражанию, воспитатель отчетливо, выразительно произносит слово, фразу с целью активизации слуховой ориентировочной реакции.

Уважаемые коллеги, на забывайте, важное условие: Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височная (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей, первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три (показать вместе с педагогами). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Сегодня я вас познакомлю с «пальчиковыми играми». «Пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Таким образом, развитие пассивного, активного словаря и развитие мелкой моторики рук имеют большое значение в развитие речи малыша.

Литература:

1. О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Детство – Пресс 2008г.

2. В. В. Гербова, А. И. Максаков «Занятия по развитию в первой младшей группе детского сада». Москва -Просвещение 1986г.

Рекомендации педагогам

Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

запускать пальцами мелкие волчки;

разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

рвать на мелкие кусочки бумагу;

сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка;

«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой рук (по очереди, сначала медленно, потом быстро;

кистями рук делать «фонарики»;

хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

наматывать цветные нитки на катушку;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

рисовать мелом, карандашами….

Рекомендации педагогам

Программные требования

к развитию к развитию речи

детей раннего возраста

Продолжать развивать способность детей понимать речь окружающих; расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Формировать словарь: учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку маленькому медвежонку, различать их местоположение (матрешка на верхней полочке; высоко; поставь рядом, имитировать действия людей и движения животных (покажи, как поливают цветочки из леечки; походи, как медвежонок).

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (машины, автобус, частей автомобиля (кабина, руль, колесо, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, корова) и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить, взаимоотношения детей (помогать, не мешать); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус (сладкий, кислый, большой, короткий, красный); наречиями (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

Воспитывать звуковую культуру речи: приучать детей говорить внятно, не торопясь. Упражнять их в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (ква-ква, му-у, тик-так, динь-дон, отдельных слов. Учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно, с разной силой голоса (тихо, громче, (большая собака – громко Ав. Ав! маленькая – тихо – ав. ав!

Развивать речевое дыхание. На звуки «с», «з», «ш», «ж», «Р» - должен быть сильный выдох (водичка - С-с-с, снежинки - дуть на ватку, ветерок - подуть на султанчики паровоз - У-у-у).

Способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову: учить детей воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы (без наглядного сопровождения, слушая потешку, сказку, рассказ, следить за развитием действия, понимать ее содержание. Развивать у детей умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Пальчиковая гимнастика

для детей раннего возраста

НОЖКИ

Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиками.

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке.

Вы шагайте-топайте, По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим рубим,

Мы капустку солим солим,

Мы капустку трем трем,

Мы капустку жмём жмём.

Движения прямыми ладонями вверх вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

КОЗА

Шёл старик дорогою, Нашёл козу безрогую. Давай, коза, попрыгаем, Ножками подрыгаем. А коза бодается, А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

КРОКОДИЛ

Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Бабушка очки надела, И внучонка разглядела.

Публикации по теме:

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Особенности речевого развития детей 7-летнего возраста Основные пункты раскрытия темы:Краткая характеристика речи 7-летнего возраста:- Большой запас слов[3000-3500]; - Свободное общение со взрослыми.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
«Речевое развитие ребенка в раннем возрасте». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 18 марта 2014 в 13:17
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...