Получи документы

Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления

татьяна солдатова
Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления

Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления

Солдатова Татьяна Николаевна

учитель-логопед МБДОУ д/сад № 56 г. о. Самара

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение взрослых с ребенком. В связи с этим речь детей, как эффективное средство коммуникации - не выполняет своей функции.

Коммуникабельность единодушно признаётся российскими и зарубежными исследователями как одно из базовых качеств личности.

Речь является показателем не только общей культуры ребёнка, но и его умственного, нравственного и эстетического развития.

Публикация «Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления» размещена в разделах

Сегодня все педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Есть ли сегодня потребность в инновациях?

Конечно, да! Ведь потребность проявляется только тогда, когда проявляется необходимость в решении какой либо проблемы.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к развитию детей.

ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка, что является залогом успешной адаптации и социализации в современном российском обществе.

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система скоординированных внутренних действий ряда анализаторов, способность прогнозировать высказывание и обеспеченность этого высказывания словарём. При наличии этих факторов у ребёнка возникает мотивация к высказыванию, без которой речь невозможна.

ФГОС ставит перед образованием задачу - развитие детей через ведущий вид деятельности – игру. Как научить ребёнка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка? Как с помощью игры активизировать речь детей?

С нашей точки зрения, этому поможет театр.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение, потому что связан с игрой. Обучение в форме игры может быть интересным и должно быть занимательным.

Но всякое ли развитие способно заглянуть в будущее, помочь ребёнку ориентироваться в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах? Традиционный - информационный метод обучения детей не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей, не мотивирует способность прогнозировать высказывание.

Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать сочетания различных способов развития с привлечением дополнительных источников положительной мотивации.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция взрослого по отношению к ребёнку «Не рядом с ним, не над ним, а мы вместе!»

Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, которая является основным видом деятельности дошкольника.

Наиболее оптимальным средством, воздействующим на развитие ребёнка, является такой вид деятельности как творческая игра – игра-театрализация.

Театральная деятельность помогает детям эмоционально раскрепощаться, развивать выразительность речи, а исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Совместная театрализованная деятельность ребят и взрослых

оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, повышает речевую активность. Формирует осознанные умения и навыки генерирования связных высказываний, помогает усвоить правила смысловой, содержательной организации высказывания.

С социально- педагогической точки зрения театрализация многофункциональна, т. е. она выполняет функцию социализации

(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту, креативную функцию (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление, а так же лексико-образную.

Перечисленные функции способствуют быстрейшей социализации детей, а лексикобразная функция дополнительно активизирует и развивает слухоречевую память ребёнка.

Изучая данную проблему у группы специалистов нашего МБДОУ возникла необходимость в новом технологическом аспекте рассмотреть проблему коррекции связной речи с помощью педагогической технологии театрализованных игр.

Систематизировав наработки по этому направлению, и разработав диагностический материал, мы создали авторскую программу

«Театральная радуга», целью которой является - активизация речи детей, посредством театрализованной деятельности, предусматривающей интеграцию действий узких специалистов логопеда и психолога.

В программе реализуются принципы дошкольной коррекционной педагогики в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения детей с ОНР :

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность ребёнка

(игру, стимулирующий психические процессы, личностное развитие ребёнка с отклонением в развитии, и формирующий у него интегративные качества.

- принцип интеграции и взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его постепенности.

Задачи в своей программе мы реализуем через инсценировки, проигрывания речевых и пластических этюдов, при работе над упражнениями пальчиковой и психогимнастики, при работе с произведениями малых художественных форм (беседы по прочитанному, просмотры видиороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен др. форм литературного творчества, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги, пантомимы, упражнения на воображение, игры «Изобрази героя», подбор и характеристика музыки к частям сюжета или к образам героев, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое.)

Для реализации такого подхода мы создали пошагово описанную систему игровых заданий, связав их воедино с комплексно-тематическим планированием всего ДОУ.

Программа получила положительную рецензию, нарабатывается среди педагогов детского сада. Получая положительные результаты среди наших воспитанников - растёт позитивное изменение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, повышается уровень педагогов в овладении современными образовательными технологиями, появляется активное желание в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Фотоотчет «Золушка глазами современных детей»Фотоотчет «Золушка глазами современных детей» Фото отчет «Золушка» глазами современных детей. Лариса Гацко. Блог. Наша жизнь – это сказка, просто мы перестали удивляться чудесам, радоваться.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 23:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД