Получи документы

«Речные и аквариумные обитатели». Занятие в подготовительной логопедической группе

Татьянка Казакова
«Речные и аквариумные обитатели». Занятие в подготовительной логопедической группе

Цель: Расширение и уточнение представления детей о рыбах.

Познакомить детей с обитателями реки Томь, местом обитания,внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб. Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу,обитателям водоемов и уметь прийти в трудную минуту на помощь.

Ход занятия:

Релаксация:Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе живое существо. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию.

Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.

Публикация «„Речные и аквариумные обитатели“, Занятие в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах

Так не только дышит живое существо, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. (плакат на котором изображено появление рыбки).

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

- А что объединяет всех рыб между собой? Что у них общего?

Ответы детей.

- По месту обитания все рыбы делятся на речных, морских, океанических. Как вы думаете, какие рыбы живут в море? В реке? В океане?

Ответы детей.

- Океанических рыб, например, мы с вами не увидим в реке потому, что вода в реке, море или океане отличается по составу, по температуре и многим другим показателям. Морская вода, например, отличается от речной тем, что она соленая. Вода в океане намного холоднее, чем в реке и пр. Поэтому и рыб существует огромное множество, и живут они именно в той среде, где жить привыкли. Те рыбы, которые могут жить в соленой воде моря, погибнут в пресной воде реки или озера и наоборот.

Вспомните, пожалуйста, как называется река, на которой стоит наш город? (Томь)

- А какая вода в реке?

- А кто знает или слышал, какие в ней водятся рыбы?

- Сегодня мы поговорим об обитателях рек. А для этого погрузимся на дно реки. Как мы можем это сделать? (можно нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, на подводной лодке) Итак, отправляемся:

-Представьте что мы с вами спустились на дно! Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Дно покрыто песком и илом. Ил – осадок, слой земли на дне реки. Мы видим водные растения – водоросли).

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, а вы их найдете в нашей реке.

Ухвачу-ка! Проглочу-ка!

Щелкает зубами….(щука) (на каждую загадку на доску картинка с этой рыбой).

Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы

А глазки чуть видны (сом)

Он колючий, но не еж,

А речная рыба …

(Ёрш)

Сидят рыбаки

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех… (окуней)

- Какого цвета у окуня плавники?

(далее так же на каждую рыбку картинка)

- Ребята, а если рыбы живут в море, то они какие? (морские)

В реке- (речные)

В озере – (озерные)

- Ребята скажите, а что общего у рыб? (тело, голова, плавники, хвост) Покажите эти части

- Что помогает рыбке двигаться? Для чего рыбам нужен хвост, плавники? (хвост служит рулем, а плавники помогают плавать)

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

Физ. минутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

- Мы с вами сейчас рассмотрели и побеседовали о рыбах, которые живут в естественной среде обитания. Человек же для себя еще разводит рыбок в аквариумах у себя дома.

Демонстрация иллюстраций с изображением аквариумных рыбок. Называние их.

У кого из вас есть аквариумные рыбки? Какую пользу они приносят человеку? Для чего они нужны?

- А как нужно ухаживать за аквариумными рыбками?

Ответы детей.

- А как вы думаете, ребята, где рыбам живется безопаснее в естественной среде обитания или в аквариуме и почему? (ответы детей).

- Конечно, жить на воле рыбам лучше, но и в аквариумах рыбам жить легче и безопаснее, т. к. здесь для них нет никакой опасности, люди их кормят, по мере загрязнения меняют воду в аквариуме. А какие опасности могут быть у рыб, живущих в водоемах?

Ответы детей.

- Ответьте на вопрос: Как же все морские обитатели живут в воде и не погибают?

Чем они дышат?

- Все обитатели подводного мира — рыбы, животные, растения дышат воздухом, который находится в воде и поэтому не погибают. Кислород поступает из атмосферы и его выделяют водоросли, поэтому на поверхности воды его больше чем в глубине на дне. Морские течения хорошо перемешивают воду и кислород в небольшом количестве попадает до дна морей и океанов.

- Я предлагаю всем пройти в нашу лабораторию и на опыте доказать, что в воде есть воздух.

Садитесь за столы. Возьмите трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и подуйте.

- Что наблюдаете?

Пузыри.

- Снимите трубочки. Возьмите камушек и опустите аккуратно его в стакан с водой.

Что появляется в воде?

- Пузыри.

- Правильно появляются пузыри. Это мелкие частицы воздуха,значит в воде есть воздух, и камешек выталкивает воздух из воды на её поверхность в виде пузырьков.

А люди могут дышать под водой (ответы детей)

- Людям этого воздуха мало и они одевают скафандры с кислородом для погружения на дно морское.

Опыт 2

- В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.

- Возьмем лупы, посмотрим, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод:

- В воде есть воздух.

- Оказывается рыбы, как все живые существа дышат воздухом, растворенным в воде.

Опыт №3."Тонет не тонет"

- Берем по одной штучке предметы, даем ребенку и спрашиваем: "Тонет или не тонет?". И тут же проверяем правильность ответа. ( Н-р:пенопласт,камень,шарик надувной,и т. д.) И рассказываем, что вот тяжелое тонет, а легкое плавает, и демонстрируем, как пенопласт выскакивает из воды, если его погрузить на дно емкости.

- Вы узнали, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт 3

- В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем? (плотный шарик утонул)

- Почему он не всплывает?

Вывод:

Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам. Как? (загрязнять реки)

- Что может загрязнить реку?

Опыт 4

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем? (масло покрыло поверхность воды)

Вывод:

- Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами? (они погибают)

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить? (нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек.)

Рефлексия

- Сегодня вы были настоящими учеными. Молодцы!

- Какое настроение у вас от проделанной работы? (радостное, гордое)

- Что же мы узнали сегодня?

(Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста

В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть

Нужно защищать природу, в том числе и водоемы.)

- На этом наше занятие закончилось.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе по математике и по обучению грамоте «Лесная школа» Выполнила воспитатель 1 категории Бронникова Ольга Николаевна Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе по математике.

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе с детьми с ОНР в виде логопедической спартакиады КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ в логопедической подготовительной к школе группе с детьми с ОНР Логопедическая спартакиада ловких Знаек и Грамотеев.

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе «Звуки [к]-[к’]» и буква «К» «Зимующие птицы» Коррекционные задачи 1)Закрепление произношения звуков “К - КЬ” 2)Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза слова. 3)Систематизация.

ООД Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Лето» ООД «Лето!» Задачи: 1. Развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе в летний период; развивать память,.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [р]-[л]» Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Р-Л» Цель: Коррекционно-образовательные:.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ сказки «Колосок»Занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ сказки «Колосок» ема: Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин и ее инсценировка.. Цель: Развитие связной речи. Задачи:Образовательные:.

Занятие в подготовительной логопедической группе «Орудия труда. Инструменты»Занятие в подготовительной логопедической группе «Орудия труда. Инструменты» Программное содержание: активизация и актуализация словаря; развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия; воспитание.

Занятие в подготовительной логопедической группе по картине «Поздняя осень» Тема: Рассказ по картине «Поздняя осень» Образовательные цели: Обучение составлению рассказа по картине. Развивающие цели. Развитие связной.

Занятие в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим, развитию и коррекции речи «Ошибки художника» Ошибки художника (зима) Цель: - обучение пересказу Задачи: - обобщение представлений детей о типичных зимних явлениях в природе; - закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речные и аквариумные обитатели». Занятие в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 17:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД