МААМ-картинки

«Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома»

Евдокия Васильевна Кузнецова
«Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома»

В период дошкольного возраста дети осваивают образовательную программу дошкольного образования, но есть дети, которые не могут в силу различных причин ее освоить в общем объеме, в общие сроки, в общем потоке. Одними из таких детей являются дети с задержкой психического развития.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается недостаточная сформированность всех психических процессов, особенно восприятия (его активность снижена, внимания (крайне низкий уровень развития внимания, его неустойчивость, мышления (недоразвитие наглядно-образного мышления и, как следствие, несформированность логического мышления, памяти (ее объем и произвольность снижены).

Публикация «„Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома“» размещена в разделах

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается системное недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематические нарушения, лексико-грамматические, ограниченный объем словаря, примитивная синтаксическая структура предложений.

И здесь, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы понимания, продуцирования речи и, зачастую, речевой аппарат.

Поэтому в дошкольном учреждении с ними реализуется адаптированная образовательная программа, коррекционно - развивающие задачи которой можно решать эффективно только во взаимодействии с родителями (законными представителями).

Чем полезным можно занять ребенка дома?

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память.

На прогулке можно поиграть с ребенком в игру «Летает - не летает». Взрослый называет предметы или объекты, которые могут летать. Услышав название такого объекта, ребенок машет руками (хлопает, подпрыгивает). Можно предложить примерно такой набор слов: ворона, ворота, дверь, самолет и т. п.

Также с детьми можно провести на прогулке такое упражнение, как: взрослый просит ребенка посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, высокое, кирпичное и т. д.).

Во время подготовки к приему пищи чаще привлекайте ребенка к сервировке стола : предложите посчитать, сколько человек будут кушать, что будут есть, какие столовые приборы необходимо подать к столу? Когда с этим заданием ребенок уже хорошо справляется, можно усложнить: незаметно взять и спрятать какой - нибудь прибор, и попросить малыша определить, чего не хватает.

Следующая коррекционно - развивающая задача, которую можно решать дома, совершенствование словесно - логического мышления. Словесно - логическое мышление непосредственно связано с речью, т. к. характеризуется использованием суждений и умозаключений. По мере взросления ребенка взрослые должны помогать ему осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь. Например:

- Почему зимой люди одеваются тепло?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Если ребенок не знает ответ, не следует объяснять ему сразу. Сначала задайте наводящий вопрос, дайте толчок мысли. Если и после этого правильного ответа нет, тогда объясните сами.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различия в сходном и общее в различном. Например:

- Чем отличаются птицы и самолет?

- Что общего у шара и яблока? И т. д.

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка. Важно учитывать, что у детей с ЗПР снижен познавательный интерес, поэтому простое называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа : «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит?», «Кто больше заметит частей?». Например: в ванной комнате можно поговорить с ребенком, какое мыло (цвет, форма, запах и т. д., что с ним можно делать, что им можно мыть?

Во время совместного труда взрослого с ребенком по уходу за комнатными растениями имеются широкие возможности для объяснения (показывания) предметов, действий, качеств. Сначала взрослый говорит: «Это фикус. У него большие толстые листья. Я протираю лист мокрой тряпочкой (дать ребенку потрогать тряпочку)». Затем предлагает ребенку взять тряпочку и протереть один лист, затем другой и т. д. В это время нужно обязательно разговаривать с ребенком : Что это? Как называется цветок? Обязательно похвалить малыша: «Ты хорошо протер, молодец». Через несколько дней попросить ребенка сделать это самостоятельно: «Протри листья у фикуса. Чем ты будешь протирать? Как сделать тряпочку мокрой?».

Мы уже отмечали, что у детей с ЗПР отмечаются системные нарушения речи. Необходимо следить за речью ребенка, но исправления делать доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость. На ошибки в речи можно реагировать так:

- Ты же можешь правильно сказать, ну-ка, попробуй!

- Мне не совсем понятно, что ты сказал. Подумай и скажи правильно.

Ошибки в произношении исправляются по ходу беседы, примерно так

«Повтори за мной и выдели голосом этот звук (если у ребенка этот звук поставлен).

Все родители знают, с какой удивительной охотой дети начинают лечить «заболевшего» близкого в своей «больнице». Включаясь в игру, нужно максимально повышать умственную и речевую активность. Например, задать вопросы типа :

- Доктор, почему вы бинтуете мне руку?

- Доктор, для чего вы мне мажете ногу?

- Доктор, что вы мне посоветуете делать дома?

Они заставляют ребенка думать, прежде чем ответить.

Ребенку с задержкой психического развития нужна длительная квалифицированная помощь. Родителям (законным представителям) не стоит огорчаться, если результаты этой помощи сразу почти не заметны. Они обязательно появятся, если родители (законные представители) работают в тесном контакте со специалистами. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Лесовичок» (решение задач) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ф. И. О. педагогического работника Худова Светлана Александровна Место.

Конспект о занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Тема «Решение сказочных задач» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Социально – коммуникативное.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима — Лето» (решение задач на противоречия) Конспект по развитию речи в старшей группе «Зима – Лето» (решение задач на противоречия) Образовательная область: коммуникация. Интеграции.

Конспект занятия по математическому развитию в группе компенсирующей направленности детей с ФФНР «Решение задач» Тема: «Решение задач» Направленность: образовательная Возраст детей – 6-7 лет. Цель занятия: продолжать учить составлять и решать арифметические.

НОД по математике в подготовительной к школе группе. Решение арифметических задач на число 10 Тема: Решение арифметических задач на цифру 10. Цель: Закрепить знания о цифре 10. Задачи. Образовательная : Закрепить количественный и.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопедического пункта ДО общеразвивающей направленности Изначально основным документом для дошкольных логопунктов является инструктивное письмо от 14 декабря 2000 № 2, где четко прописано что.

Конспект занятия по математике в 4 классе «Решение задач» Урок №6 Дата: Математика Тема: Решение задач Цели: закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся решать простые и составные задачи.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по ФЭМП «Составление и решение задач» КГУ «Казахстанско-Российская гимназия» акимата города Усть-Каменогорска. Анчеева Г. В. Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Занятие — концерт по формированию элементарных математических представлений: «Решение музыкальных задач — песенок». Задачи: Образовательные: 1. Закреплять умение решать различные простые задачи; 2. Закреплять навыки устного счёта. 3. Развивать, обогащать,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Решение коррекционно-развивающих задач во время нахождения ребенка дома»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 19:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД