«Родина моя — Татарстан». Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре

Аида Мишина ( Джафарова)
«Родина моя — Татарстан». Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре

«Родина моя - Татарстан»

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова.

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, традиций, языка.

В «Конвенции о правах ребенка» (1991г.) сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от собственной.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ

«С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа.

Красота родной природы, особенности быта татарского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных умельцев и мастеров.

На современном этапе развития нашего общества воспитание и формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям особенно актуален. Ведь именно в дошкольном возрасте мы взрослые закладываем в детях основу нравственно-патриотических чувств, любовь и гордость к своим историческим корням и национальным истокам.

Не забывать историю культурного прошлого, ее ценности – памятники, события, искусство, литературу, обряды, народные праздники. В наше время многое утеряно, забыто; изменились до неузнаваемости жизненные условия народа, недостаточно знаний о своих корнях, о жизни предков.

Необходимо возрождать то, что будет способствовать духовному и нравственному совершенствованию дошкольников.

Основная цель педагогической идеи – формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Татарстана, творческое развитие детей в различных видах деятельности на материале народного фольклора Татарстана.

Организация методической работы по данному направлению в нашем дошкольном учреждении ориентирована на приобщение к системе общественных ценностей и развитие личности ребёнка как индивидуальности в условиях ДОУ. В соответствии с поставленной целью мною определены следующие задачи:

1. Нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире.

2. Развитие интереса у детей к культуре татарского народа.

3. Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством Татарстана.

4. Приобщение дошкольников к красоте, добру, желание видеть неповторимость родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

Воспитательная система включает в себя образовательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение ребенка, носит комплексный и системный характер, направлена на повышение качества и эффективности образовательного процесса, проводится по следующим направлениям:

1) Организация работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям народов Татарстана.

2) Всесторонне повышение компетентности, творческого потенциала и профессионального мастерства педагогов в рамках патриотического воспитания дошкольников.

3) Организация работы с родителями с целью воспитания исторической преемственности поколений, так как считаем, что воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдении следующих условий:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями, учреждениями дополнительного образования.

3. Учет социо-культурных условий, в которых проживает ребенок.

4. Формирование предметно-развивающей среды с учетом произведений искусства и народного творчества.

5. Использование широкого комплекса методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Свою работу по реализации данной темы строила на следующих принципах:

1. Тщательный отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой;

2. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и другими видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, игровой деятельностью и др.);

3. Активное включение дошкольников в разнообразные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

4. Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной деятельности дошкольников;

5. Включение выполненных детьми произведений в оформление интерьера группы, детского сада.

Работу по данной теме начали с анкетирования родителей воспитанников и диагностики дошкольников старших групп. Анализ анкетирования показал, что отношение родителей к предлагаемой теме вызвал только положительные отклики, несмотря на разноуровневый национальный, социальный статус многих из них.

В свою очередь, познакомили родителей с работой детского сада по приобщению дошкольников к татарской народной культуре в рамках «Дня открытых дверей», а также определила, чем могут родители помочь по данной теме

.

С учетом данного анализа и помощи родителей в группах были созданы мини- музеи национального быта, в который поместили предметы быта, утварь, одежду татарского и русского народа.

Также в группах были обустроены уголки с символикой Республики Татарстан и России, с описанием традиций, истории двух народов, игры, предметы быта и др.

Воспитателем татарского языка ежегодно разрабатывает перспективный план по обучению дошкольников татарскому языку, подбирает методический материал (занятия, беседы, игры, праздники, и др.).

Также совместно со школой №4 была организована акция «Говорим по-татарски»

Музыкальными руководителями проводятся тематические занятия,

праздники и развлечения такие «Сабантуй», «Навруз» и т. д. Слушая произведения народного творчества, знакомясь с национальной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни:

о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов. Речевая активность детей в процессе работы по приобщению дошкольников к татарской культуре выросла. Предложенный педагогами художественный материал на основе татарских народных произведений был понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и сказок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают слова и выражения татарской речи в свободное употребление. Одним из важных итогов работы стало то, что, сочиняя сказку, дети использовали приемы, персонажей, традиционные для татарского фольклора: шурале, хитрая лиса (ёжу келазь, трусливый заяц (пели нумол, а в придуманных ими сюжетах не было ни одного героя, навеянного зарубежными мультфильмами и кинофильмами

Строя свою работу с дошкольниками на основе татарской национальной культуры наш детский сад исходит из того, что она должна быть широко включена в быт и деятельность детей.

Знакомя детей с народной росписью, предлагая им изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрацию для самодельной книжки, используя стиль той или иной известной им росписи, узора. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, закрепляют полученные умения.

Наиболее высокая степень интегрирования художественного материала осуществлена нами при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые действия (святки, масленица, посиделки, ярмарки и др.). Традиционными в детском саду стали национальные праздники и развлечения: «Цвети мой край, родной Татарстан».

Приобщаясь к татарскому народному творчеству, дети дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру татар, но эта деятельность способствует и успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

И закончить свою педагогическую идею хочу словами

Самое прекрасное на свете – Родина.

Она есть у каждого человека и каждый

любит ее по своему, место,

где он родился и живет,

леса и поля, родной язык.

Каждый патриот Родины

должен знать свой край,

его историю, ресурсы,

достопримечательности,

видных деятелей науки и культуры.

Публикации по теме:

Край родной мой — Татарстан. Материалы к проекту. Презентация Уголок России,с детства дорогой, нет тебе красивее, Татарстан родной. В презентации указано: символика Татарстана с краткой характеристикой;.

Презентация: родительское собрание «Толерантная культура дошкольников как одна из важнейших общечеловеческих ценностей» .

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Родина моя — Татарстан». Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре
Опубликовано: 8 октября 2013 в 18:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...