«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

ЕЛЕНА ДОБРИНА
«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

Родительская гостиная «Мамино солнышко»

Тема: «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка».

Цель: Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – педагог».

Задачи:

• Вовлечение детей и родителей в художественно-творческую деятельность

• Приобщение к эстетической культуре

• Помочь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах творческой деятельности

Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность

• Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Направления:

1. Расширенное знакомство детей и родителей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

3. Совместное создание родителей и детей декоративных изделий.

I часть:

Ход мероприятия:

Звучит русская народная музыка.

1. Родители вместе с детьми проходят в зал. В зале оформлена выставка по декоративно - прикладному искусству. На выставке собраны экспонаты народных ремёсел: росписи, изделия из глины, резьба по дереву, вышивка, изделия из бересты, лозы и т. д.

Гости рассматривают работы народных умельцев.

Входит ведущая в русском народном костюме и обращается к гостям.

1 Ведущая:

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие,

Детки маленькие и большие

А также их родители.

Мы очень рады видеть вас

В этом зале, в этот час.

Здесь вы узнаете много полезного,

Увидите много интересного.

О народных промыслах пойдет наш сказ

Мы выставку оформили для вас.

Сами умельцами сможете стать

В мире прекрасного побывать.

А потом, за чашкой чая

Всё обсудим, не скучая.

Так рассаживайтесь быстрей ладком

Поговорим о том, о сём.

2 Ведущая:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно этими словами Василия Александровича Сухомлинского мне хочется начать нашу встречу.

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

Я хочу пригласить вас в путешествие по народным промыслам нашей великой России.

2. Видио презентация: Хохлома, Гжель, Дымка, Городец.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера.

Искусство и музыка всегда идут рядом. Создавать прекрасное помогают песни. Вот и мы приготовили для вас музыкальную паузу.

3. Музыкальная пауза:

Я предлагаю послушать народную песню в исполнении детей «Неделька».

II Творческая часть:

«Умелец да рукоделиц себе и людям радость приносят». Так говорится в пословице.

Мы с вами тоже станем умельцами и доставим радость себе и близким.

Я вам сейчас предлагаю стать художниками и разрисовать тарелочки. Придумайте неповторимые орнаменты и узоры. А рисовать будем красками, чтоб изделия получились яркими, нарядными.

Дети и родители разрисовывают бумажные тарелки, самостоятельно создавая узоры или повторяют элементы народных промыслов.

Во время работы педагог цитирует поговорки о труду, рукоделию, умельцах.

Поспешишь – людей насмешишь.

Родители трудолюбивы – дети не ленивы.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ремесло не коромысло, плеч не тянет.

Каков мастер, такова и работа.

Глаза страшат, а руки делают.

Всякое дело мастера красит.

(Для детей предлагается народная игра «Карусель»).

Молодцы, какие красивые тарелочки получились у вас.

Они займут достойное место на нашей выставке.

III часть:

(Приглашение на чаепитие.)

1. Ведущая гостиной:

Рассматривает работы и хвалит.

Потрудились вы на славу.

А знаете вы, что на Руси после работы за самоваром, собирались семьи, друзья. Общались, обсуждали новости, делились впечатлениями.

Обращается ко 2 ведущей (инструктору по труду) со словами:

1. Ну давай же поскорей

Чай гостям и мне налей,

Собери вокруг стола.

Для мира, радости, добра

2. На Руси - один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром - чай, в обед - чаек,

Вечером - чаище. "

1. Выпивая чашку чая,

я обычно не скучаю.

Потому что никогда

Я не пью его одна.

2. Самовар кипит, баранки,

На скатерти-самобранке.

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье. (Приглашение к столу)

Родители и дети проходят за столом. Продолжается чаепитие.

На стенах написаны поговорки о чаепитии.

Во время чайной церемонии звучат русские народные песни и музыка.

IV часть: Родителям предложены анкеты по оценке мероприятия.

Раздаются памятки.

Презентации:

1. Знакомство с Хохломой.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом.

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

2. Знакомство с Городцом

Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом отношении он не имеет себе равного города в Нижегородской области.

В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы.

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика.

Городец - самый древний город Нижегородской области. Благодаря обилию памятников архитектуры, культуры и истории город по праву считается музеем под открытым небом. Он также заслуженно получил славу "города мастеров". Именно городецкая земля является родиной многочисленных народных промыслов и ремесел: городецкой сюжетной росписи, золотой вышивки, гончарного искусства, глухой и сквозной резьбы по дереву, инкрустации мореным дубом, выпечки медовых пряников, гончарного промысла, лозоплетения, лоскутной техники и городецкой росписи.

Городецкая роспись живёт и сегодня полной жизнью. Она участвует на всех Всероссийских и международных выставках. Продукция фабрики экспортируется во многие зарубежные страны: США, Англию, Францию, Бельгию и другие. В цехах предприятия успешно работает большой коллектив.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

3. Знакомство с дымковской игрушкой.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой, в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанные красками сочных, солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

4. Знакомство с Гжелью.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

.На белом фарфоре

,Как на заснеженном поле

,Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Конечно, вы все слышали и видели чудо Гжель.

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, многолепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

Президент назвал Народный художественный промысел Российской Федерации «Гжель» – выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.

Множество людей приезжают в Подмосковье, чтобы насладиться красотами, созданными местными мастерами и умельцами, и конечно же увезти с собой на память частичку местного тепла и гостеприимства в виде гжельских сувениров.

Уезжая из этих краёв, не хочется прощаться, а хочется сказать: “До свидания!” и непременно вернуться сюда, чтобы вновь окунуться в этот теплый и добрый мир сказочной голубой росписи!

Поговорки о чае и чаепитии:

Пей чай – удовольствие получай.

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

В хорошей посуде и чай вкуснее.

Выпьешь чаю – прибавятся силы.

В городе чай – гостям угощение, в деревне – себе наслаждение.

Коль чаем угощают, значит, уважают.

1. Пригласительные на мероприятие для родителей и детей.

«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_cn8cd.pptx | 4271,59 Кб | Скачан: 295
 
Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома)Панно «Полевые цветы» (бисероплетение). Панно «День и ночь» (солома) Панно "Полевые цветы" Панно "День и ночь" Диплом II степени за творческую работу в конкурсе "Обыкновенное чудо" в рамках III Открытого.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии ребёнка». Встреча в родительской гостиной
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:20
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...