Папки-передвижки

Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста (7 фото)

Вера Александровна Борщёва
Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста

В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую мнемотаблицы, которые служат дидактическим материалом на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Наряду с таблицами, в которых используются модельные схемы, я разрабатываю и сюжетные таблицы. Такие таблицы помогают старшим дошкольникам осмысленно разучить стихотворение или пересказать небольшой по объёму рассказ.

Публикация «Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста» размещена в разделах

Чтобы детям легче было запомнить художественный текст, я делю стихотворение на смысловые части, опираясь на ключевые слова, подбираю (рисую) соответствующую картинку, рисунок (сюжет). Вместе с детьми разбираем каждый элемент таблицы, определяем значение незнакомых слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, строим предложения, устанавливаем последовательность их изложения. Так «квадрат за квадратом» дети воспроизводят стихотворение, пересказывают небольшие стихотворные тексты, рассказы.

Важно отметить, что способность запоминать у детей зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания.

Примеры мнемотаблиц

по теме «Золотая осень»

«ОСЕНЬ»

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

Ю. Капустина

Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста

«ОСЕНЬ»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З. Фёдоровская

Фото №1 В работе по развитию связной речи старших дошкольников я использую мнемотаблицы которые служат дидактическим материалом на фронтальных подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях

«ЛИСТОПАД»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Фото №2 Наряду с таблицами в которых используются модельные схемы я разрабатываю и сюжетные таблицы

Примеры мнемотаблиц

по теме «Поздняя осень»

Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.

А еще похолодало - льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Фото №3 Такие таблицы помогают старшим дошкольникам осмысленно разучить стихотворение или пересказать небольшой по объёму рассказ

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Лёгкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горок,

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе! Я. Аким

Фото №4 Публикация Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста размещена в разделах Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц Мнемотехника

«ДВЕ ОСЕНИ»

Уходит осень золотая,

На смену ей идет другая:

Серебряная осень.

С грустным шумом сосен,

С черными тропинками,

С голыми осинками,

С первыми снежинками,

С ночным холодком

Да с хрустящим ледком.

Фото №5 Опорные картинки мнемотаблицы Стихи для детей

Основой мнемотаблиц послужили известные стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение;

• речь

Фото №6 Вместе с детьми разбираем каждый элемент таблицы определяем значение незнакомых слов предметов слов признаков слов действий строим предложения устанавливаем последовательность их изложения
Публикации по теме:

«Использование мнемотаблиц в развитии памяти детей» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Игра для родителей «Заяц-коська и Родничок» (Автор текста М. В. Викторова) Игра для родителей «ЗАЯЦ-КОСЬКА И РОДНИЧОК» (Автор текста М. В. Викторова) Цель: сплотить коллектив родителей; показать совместную игру с.

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Консультация для воспитателей логопедических групп Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР Мнемотехника — это совокупность.

Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». Цель: ознакомление.

Обучение детей рассказыванию с помощью мнемотаблиц 1 слайд Мнемоника (др. -греч..

Пересказ художественного текста К. Д. Ушинского «Утренние лучи» Занятие «Пересказ художественного текста «Утренние лучи» К. Д. Ушинского Цель: Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам; упражнять.

Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» Тема: Рассказ В. В. Вересаева «Братишка» (составление связного текста из данных абзацев) Цель: учить составлять из частей текста единое целое.

Конспект занятия «Составление текста-рассуждения» 4 занятие по программе "Развитие речи детей 5-7 лет"., Ушаковой О. С. Тема: «Составление текста-рассуждения». Возрастная группа: 6-7 лет.

Урок по инфоматике «Форматирование текста» Тема урока: Форматирование текста. Цели урока: - познакомить с понятием форматирование текста. Рассмотреть способы форматирования текста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мнемотаблиц в разучивании стихотворного текста
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 18:00
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД