МААМ-картинки

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию (1 фото)

Куляим Исенгулова
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию

«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа». М. Е. Салтыков – Щедрин

Публикация «Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию» размещена в разделах

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счастья, кукла охраняла детский сон и оберегала ребенка от злых сил. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибут любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Условно кукол можно разделить на игровые, обрядовые куклы и куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.

Условия возникновения опыта

Современный мир - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: экономику, политику, науку, культуру, образование.

За последние десятилетия мы почти утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Современное общество испытывает кризис в духовно- нравственном воспитании, поэтому возрастает необходимость возрождения духовности и культуры. В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма.

Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего народа, старшему поколению, любовь к Родине, родному языку, природе.

Мы часто не понимаем сегодня, недооцениваем, что мы дети своей Земли, и самая страшная духовная пустота происходит от потери корней.

Актуальность опыта

Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений.

Задачи:

обучающие

знакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивающие

развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитательные

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

совершенствовать коммуникативные способности детей;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения:

Теоретические:

• рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках;

• метод проектной и исследовательской деятельности, вместе с воспитанниками готовим проекты о народной кукле с применением ИКТ;

• показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол.

• беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практические:

• Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; возможность изготовить саму поделку на заданную тему.

В обучении детей по данной теме используются разные виды детской деятельности:

Коммуникативная ( беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Куклы- обереги»; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; колядки; использование кукольного театра);

Двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Ручеек», «Платочек», «У старушки, у Маланьи», «Гуси-лебеди»);

Продуктивная ( мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-колокольчик»);

Игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару»;

Познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников:

Формы работы:

консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народные промыслы»);

привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;

сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

мастер–класс по изготовлению куклы.

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.

Кто в куклы не играет,

тот счастья не знает!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к культурному наследию
Опубликовано: 20 марта 2024 в 19:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД