Получи документы

Роль родителя в воспитании ребенка

Патимат Ибрагимова
Роль родителя в воспитании ребенка

Тема: «Роль родителя в воспитании ребенка»

Выполнила:

Ибрагимова Патимат Бейбалаевна

воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Югорка»

г. Покачи

Пояснительная записка

Публикация «Роль родителя в воспитании ребенка» размещена в разделах

Одной из особенностей современного общества является рост количества неполных, конфликтных семей, семей, отягощённых современными пороками общества (алкоголь, наркомания, преступность, психические расстройства и т. д.). А это, безусловно, влияет на изменение характера взаимоотношений в семье, что является следствием низкого уровня педагогической культуры родителя, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении вопросов семейного воспитания.

В настоящее время неуклонно возрастает роль семьи в процессе социализации и развития подрастающего поколения. А в моей группе сложилась такая ситуация, что из 15 семей, всего 10 семьей полные. Мамы находятся в постоянном поиске своей половины. Контакты родителя с детьми носят нередко формальный характер, ведут к исчезновению совместных форм деятельности, недостатку теплоты и участливого отношения друг к другу. Это часто провоцирует детей к созданию неадекватной самооценки, проявлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения.

Анализ сложившейся социально-педагогической ситуации заставил задуматься о формировании педагогической культуры родителя, что и определило выбор задания, основная цель которого связана с поиском форм воспитания педагогической культуры родителей, а также разработкой эффективных методов и технологий ее формирования.

Находясь в постоянном поиске новых форм работы с родителями наиболее удачными, на мой взгляд, являются родительские встречи. Одно «слово», для моих родителей, изменило отношение к самому мероприятию. На родительские собрания шли не охотно, а вот на встречу с удовольствием. (Мои наблюдения, за последние 3 года показали, что посещаемость родителями данных мероприятий - 100%).

Методы, используемые на мероприятии: «Родителя в воспитании ребенка»

- Словесные методы явились основной формой общения. Именно они способствовали установлению контакта, что, в свою очередь, привело к оптимизации процесса мероприятия. Эффективность проведения обеспечивалась продуманностью плана и последовательностью изложения, повторением основных положений, наличием выводов, обобщений, эмоциональностью, доступностью для понимания, умением мобилизовать внимание, убедительностью слов и выражений педагога, продолжительностью. Словесные методы позволяют определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строилось взаимодействие с родителями на конкретном мероприятии.

- Наглядные методы – презентация слайдов отличалась четкостью, продуманностью, целесообразностью демонстрируемого материала. Родители были вовлечены в круг изучаемых проблем. Эффективность достигалась привлечением родителей к раскрытию содержания демонстрируемого, формулирования выводов, изложение своей позиции, своего отношения, к предмету разговора, правильным отбором материала, т. е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием мероприятия, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре мероприятия.

- Практические методы служили созданию благоприятных условий для повышения эффективности всего мероприятия, обсуждению, анализу и коррекции выполненной работы при активной позиции как педагога, так и родителей, т. е. позволили определить механизм включения родителей в конкретное мероприятие и подобрать нужный инструментарий для работы.

Структура мероприятия «Роль родителя в воспитании ребенка»

1. Организационная часть (Музыкальный фон. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора).

2. Основная часть (Объявление темы занятия, работа с пословицами, стихи автора, практические задания - позволяют определить содержание, жанр мероприятия и его правовые основы, предусматривают разработку инструментария обратной связи)

3. Заключительная часть (Подведение итогов, рефлексия позволили определить разработку инструментов самодиагностики педагога при организации взаимодействия с родителями и психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми в рамках мероприятия).

Основная часть

Тема: «Роль родителя в воспитании ребенка»

Цель: Формирование компетентности родителей через повышение уровня педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Создать условия для развития у родителей способности оказывать поддержку;

- Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

- Помочь родителями понимать собственного ребенка, его особенности и закономерности его развития.

Оборудование: музыка, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска слайды «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». (Толстой Л. Н., «Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными, поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества» (Д. Мартин, «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать(А. С. Макаренко) пословицы, поговорки, вопросы практикума. Чистые листы, листы с детскими ответами, памятки для родителей, свеча.

Ход мероприятия.

Звучит музыка

I. Организационная часть.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы начинаем с вами родительские встречи, которые будут состоять из целого ряда бесед и практикумов, где мы поговорим с вами о родительских отношениях, о семье и доме, их значении в жизни наших детей и о том, почему мы порой не понимаем своих детей. Совместно будем искать пути решения некоторых проблем, которые возникают: преобладание в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания; затронем вопросы тревожности детей; попробуем выяснить почему возникают взаимное недоверие и непонимание в семье.

II. Основная часть.

Воспитатель. Тема сегодняшней нашей встречи «Роль родителя в воспитании ребенка». Мне хотелось бы узнать, что вы понимаете под понятиями «родительские отношения», «родитель».

Родители высказывают свои мнения.

Воспитатель. Прекрасно, что вы понимаете роль родителя в воспитании детей. А родительские отношения – это система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. В Конституции РФ ст. 38, глава 2 определены положения: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства и забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Всем нам известно, что семья для ребёнка – это целый мир, в котором он живё т и действует: учится радоваться и сочувствовать, любить и ненавидеть. Как писал Даль: «Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми». Еще с давних пор о семье, о доме говорили с любовью и уважением. В народе говорят: (воспитатель начинает, родители заканчивают пословицы)

В семье согласно…. (так идёт дело прекрасно)

Дочерьми красуются…. (а сыновьями в почёте живут)

В семью, где лад…. (счастье дорогу не забывает)

Вся семья вместе (так и душа на месте)

Дерево держится корнями ….(а человек семьёй)

Густая каша семьи не разгонит. У милого дитяти много имён.

В хорошей семье…. (хорошие дети растут)

Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.

Для внука дедушка - ум (а бабушка – душа)

Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет

Воспитатель. Всегда следует помнить о том, что семья – это место не только рождения ребёнка, но и его становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. Родители закладывают основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров. Готовясь к нашей встрече, мне вспомнились такие строки:

Родители – это не просто слово,

Это любовь, на все готовая,

Это призвание на всю жизнь,

Это те, кем мы дорожим.

Родители – те, кто растили нас,

Кто наши капризы терпел подчас,

Кто был готов и понять, и простить,

Кто не давал без причины грустить.

Родители нас научили всему,

Они были долгу верны своему!

Практическое задание «Памятка родителям».

Воспитатель. Уважаемые родители, давайте вместе с Вами создадим памятки всех родителей (каждый родителей придумывает по одной памятки).

Воспитатель. Предлагаю вам, дополняя предложения, написанные на ваших листочках создать памятку всем родителям родителей по одному предложению).

- Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

- Если ребенок живет во вражде - он учится ненавидеть.

- Если ребенка подбадривают - он учится верить в себя.

- Если ребенка подбадривают - он учится быть благородным.

- Если ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

- Если ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

- Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

- Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым.

- Если ребенок живёт в понимании и дружбе - он учиться находить любовь в мире.

Воспитатель. Что же у нас получилось? (Родители зачитывают получившуюся памятку по цепочке, аплодируют себе). Очень надеюсь, что эти памятки пригодятся вам в воспитании ваших детей (по окончанию всем раздаются памятки).

Всем родителям, надо помнить, что дети вступают с нами в определённые отношения, которые могут оказывать, как и отрицательное, так и положительное влияние. В результате ребёнок становится общительным и доброжелательным или, наоборот, черствым, замкнутым, тревожным, злым.

Многое зависит от поведения самих родителей. Человек может приобрести различные профессии, но одной из самых главных задач в жизни каждого человека, это стать настоящим родителем. Если каждый родитель будет стремятся постичь науку материнства и отцовства, если их поступки и поведение разумны, несомненно есть шанс вырастить своего ребёнка самым здоровым, умным и счастливым.

Уважаемые родители, мы много времени проводим на работе. Понятны ваши заботы вам нужно накормить, одеть ваших детей. И за этими заботами у вас не хватает времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, обнять и поцеловать. Узнать, что творится в его душе, а порой просто как он нам дорог. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым - его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить так необходимые ребё нку слова: «Я тебя люблю, ты мне очень дорог». Давайте постараемся не забывать об этом. Предлагаю вам перейти к небольшому практикуму.

Практическое задание «Добрые слова»

(родители записывают на листочках).

Постарайтесь через имя ребенка найти для него слова, характеризующее его характер, особенности личности, способности. Например,

Н – нежная, ненаглядная

А – аккуратная, активная

Д – добрая, дружелюбная

Я – яркая, ясная

Воспитатель. Вот видите, как много добрых слов вы нашли для своего ребёнка. Как-то мне встретилось стихотворение Людмилы Лобачёвой, которое просто поразило меня, оно очень подходит к теме нашего разговора, и мне очень хочется Вам его прочитать.

Любите маленьких детей,

Почаще на руки берите.

В мир добрых сказок, светлых дней

Им настежь двери распахните.

Храните маленьких детей

От бед, ушибов и простуды,

Щадите маленьких детей,

Пусть не всегда послушны будут.

Ласкайте маленьких детей,

Целуйте, гладьте по головке.

Заботой, чуткостью своей

Для взрослой жизни подготовьте. Сумейте сердцем их понять,

Найдите время пошептаться,

Чтобы потом им не пенять

И от обид не сокрушаться.

Пусть Вам судьба пошлет детей,

Что никогда Вас не забудут.

Пусть на исходе Ваших дней

Они для Вас опорой будут.

Пусть Вам несут они покой,

Вас поддержать во всем сумеют,

И стой же щедрой теплотой

Хранят Вас, любят и жалеют.

Практическое задание «Знаете ли вы своего ребёнка»?

Воспитатель. Сейчас, я хочу предложить вам еще одно небольшое задание. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, которые Вы видите на слайде, а затем мы сравним Ваши ответы с ответами детей при их опросе.

Вопросы практикума:

- Самое любимое блюдо вашего ребенка?

- Как вы думаете, кто в семье самый главный?

- Любимые телепередачи, которые смотрит ваш ребенок.

- Любимая мультфильм вашего ребенка?

- Любимый друг или подруга вашего ребенка.

- Любимое время года, вашего ребенка.

Воспитатель. А сейчас сравните свои ответы с ответами ваших детей…

Вижу улыбки на ваших лицах, значит ваши результаты полностью совпали, но у кого не получилось, не отчаивайтесь, ещё не поздно лучше узнать своего ребёнка, начинайте прямо сегодня.

Практическое задание «Родительские установки».

Воспитатель. Уважаемые родители, мы мечтаем видеть наших детей здоровыми, счастливыми, успешными. Однако необдуманные наши высказывания могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребенку вырасти полноценной личностью.

Часто ли вам приходилось слышать в детстве «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои тебя не видели», «За что мне такое наказание…», «Пора стать самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький»?

Всем известно, что большую роль в развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? (Мнения родителей) Верно, родительские установки – это словесные обращения, просьбы, оценка поступков ребёнка. Родительские установки могут носить как отрицательный, так и положительный характер. Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. Предлагаю отрицательные установки изменить в положительные, развивающие у ребёнка веру в себя, в свои силы.

Родительские установки :

- Уйди с глаз моих, не хочу с тобой разговаривать. (Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе).

- Ничего не бойся, никому не уступай, давай сдачу. (Держи себя в руках, относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе).

- Когда же ты научишься? (Я помогу тебе).

- Что бы ты без меня делал? (Что бы мы без тебя делали)

- Ну для чего ты родился? (Какое счастье, что ты у нас есть)

- Если будешь, так поступать, с тобой никто не захочет дружить. (Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе).

Воспитатель. Как видите, не все так просто. Уважаемые родители, помните о том, что нельзя давать детям отрицательные установки. Если же Вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную. Именно от Вас, в большой степени, зависит, каким вырастет Ваш ребёнок, школа может только помочь Вам найти выход в сложной ситуации. Но Вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают Ваши реальные поступки, Ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей и Вас ждет успех.

II.Заключительная часть.

Воспитатель. Очень хочется прочитать Вам одно очень красивое стихотворение.

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети – это время, дети – это труд.

Дети – это чудо, доброты послание,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети – это каждой девушки желанье

(Даже карьеристки, в глубине души).

Дети – это ночью частые вставания,

Дети – это соски, колики, горшки.

Дети – это споры в вопросах воспитания,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети – это ласка, искренность и дружба. Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ним нам лукавить, прятаться не нужно –

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети – это папы часто нету дома,

Дети – это мама дома целый день.

Дети – это часто узкий круг знакомых,

Собственные планы двигаются в тень.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети – это опыт, дети – это мы!

Воспитатель. Уважаемые родители, уверена, что многие сегодня задумались над тем, что профессия родитель не только одна из главных, но и одна из самых трудных. Наша встреча подходит к концу. Предлагаю закончить ее ритуалом прощания «Свеча по кругу»! Передавая свечу, постараемся поделиться друг с другом: «Что означает профессия быть родителем? Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении всей встречи? О чём бы вы хотели поговорить в следующий раз? Какое решение Вы приняли для себя сегодня» и т. д.

Воспитатель. В заключение сегодняшней встречи разрешите мне поблагодарить вас за доброжелательность, активность, желание идти навстречу друг другу. Хотелось бы выразить надежду, что наша встреча помогла нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг к овладению знаниями, умениями быть родителем. Памятка, которую вы унесете с собой, поможет всем вам стать для своего ребенка добрым наставником, умеющим всё понять и помочь найти правильное решение. (Звучит музыка. Организовывается ставшее традицией чаепитие)

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка»Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» В некоторых современных семьях сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать деньги и брать на себя все семейные расходы.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль родителя в воспитании ребенка
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 16:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД