Получи документы

Роль семьи в духовно-нравственном становлении дошкольников

Людмила Кочетова
Роль семьи в духовно-нравственном становлении дошкольников

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Публикация «Роль семьи в духовно-нравственном становлении дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости,

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний,

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом, чтобы детки – не стали для них “бедками”.

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Родителям, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

В настоящее время мы, определившись с мнением родителей, согласовав свои действия с ними и в сотрудничестве организовали группу детей старшего возраста и родителей в студию "Лучик". Работает с детьми педагог, прошедший курсы по духовно-нравственному воспитанию.

Цель:

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:

- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. Формировать нравственные умения и привычки:

- следовать традиции празднования именин;

- составлять рассказ о своем имени;

- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;

- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);

- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

Возраст детей: 6-7 лет.

Сроки реализации программы: учебный год.

Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, игры, рассматривание иллюстраций, картин, экскурсии.

Технологии:

При знакомстве детей с историческими событиями, широко используется ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать.

Способы проверки знаний: наблюдения за детьми, собеседование, вопросники, наглядность, создание проблемных ситуаций, участие в конкурсах, выставках, концертах, открытые занятия.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы возможно достижение следующих результатов:

1. первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.);

2. нравственные потребности, стремления, чувства:

- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. нравственные умения и привычки:

- следовать традиции празднования именин;

- составлять рассказ о своем имени;

- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

- дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов;

- анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

- справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);

- в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

Список литературы:

1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. - №11. – С. 17-24.

2. Авраменко О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре : Образовательно-профессиональные программы [Текст] / О. В. Авраменко. - Елец, 2001. - 152 с.

3. Андросова М. А. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М. А. Андросова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3. – С. 13-15.

4. Аничикова Т. П. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст] / Т. П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. - №4. - С. 55-62.

5. Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям [Текст] / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2005. - №6. – С. 35-40.

6. Аполлонова К. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / К. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – М., 2012. – №5-6. – С. 12-18; С 14-20.

7. Бакланова Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова. – М., 2000. – 329 с.

8. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012. - С. 9-13.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в духовно-нравственном становлении дошкольников
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 21:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД