Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»

Елена Безрукавая
Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»

ЗАДАЧИ: Формировать представления о жизни снега и льда в жизни растений и животных,о приспособленности некоторых животных к жизни в условиях вечных снегов и льдов (Арктика)

МАТЕРИАЛЫ: Иллюстрации зимующих под снегом животных,замерзшего водоема,Арктики с некоторыми их обитателями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдения на прогулках,экспериментирование в группе.

Ход ЗАНЯТИЯ

В. -Ребята снег часто сравнивают с одеялом,которое зимой укрывает землю. Почему так говорят?

Д. -Снег согревает землю.

В. -Для чего мы укрываемся одеялом?

Д. -Чтобы было теплее.

В. -Но ведь снег холодный,значит это "холодное" одеяло.

Помните мы с вами проводили опыт:брали две бутылки с теплой водой.

В начале прогулки одну бутылку помещали под снег,а другую на его поверхности.

В конце прогулки мы трогали бутылки,чтобы выяснить в какой из них вода остыла быстрее.

Д. -В той,которая была на поверхности снега.

В. -Значит,под снегом тепло сохраняется лучше.

Поэтому корням растений,травам и их семенам под толстым слоем снега не страшен мороз.

На полях люди специально задерживают снег,чтобы получить хороший урожай хлеба. А нужен ли снег животным?Может он им только мешает?

Оказывается,многих из них снег согревает.

(Показываю иллюстрации животных,зимующих под снегом)

Мыши строят под снегом целые лабиринты с норками и бегают по ним.

Лисица знает об этом и иногда специально ищет такие мышиные лабиринты,чтобы поймать мышку. Снег укрывает и утепляет берлогу медведя. Под снежным покровом в земле зимуют кроты и дождевые черви,личинки насекомых,муравьи. Залезает под сухие листья ежик,которого тоже укрывает снег.

(Показываю картинку замерзшего водоема,по которому ходят или катаются на коньках люди.)

В. -Можно ли ходить по реке или по озеру летом?

Д. -Нет.

В. -Почему же тогда по зимней реке ходят люди?

Может художник ошибся и что-то перепутал?

Д. -Когда сильный мороз вода замерзает.

Лед становится толстый и по нем можно ходить.

Кататься на коньках,санках.

(Раздаю детям льдинки, которые получились в результате замораживания воды.)

В. -Что случилось с водой в формочках?

Д. -Она замерзла.

В. -Вот так же в реках и озерах сверху вода замерзла.

А внизу,подо льдом,остается вода,там теплее.

ЗАГАДКА

Рыбам в зиму жить тепло:

Крыша-толстое стекло. (Лед)

В. -Лед становится прозрачной крышей для тех,кто зимует под водой:для рыб,улиток,растений. Многие из них зимуют на дне. Правда,когда лед бывает слишком толстым,в озере может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать,чтобы помочь им,люди делают во льду специальные отверстия-лунки.

ИГРА:"Хорошо-плохо"

В. -Снег-для животных хорошо,потому что.

Д. -Спасает от морозов,как теплое одеяло,под ним можно спрятаться.

В. -Снег для животных плохо,потому что.

Д. -Многим трудно найти под снегом еду,по глубокому снегу трудно передвигаться.

В. -Лед-это хорошо.

Д. -Он, как крыша,укрывает реки,озера,благодаря чему в воде могут зимовать многие животные и растения.

В. -Лед-это плохо.

Д. -Многим животным тяжело ходить по льду,а в реке из-за толстого слоя льда может не хватать воздуха.

(Показываю карту и вместе с детьми отыскиваю на ней белые пятна (Арктику на севере.)

В. -Белый цвет-это цвет снега и льда. В таких местах они никогда не тают,потому что здесь всегда холодно.

(Дети рассматривают картину).

В. -Смотрите какие большие плавающие в море льдины.

В Арктике живут белые медведи,моржи. Все они не боятся холода,так как их согревает толстый слои жира. Кроме того,у белых медведей-теплая,густая шуба. В снежной берлоге у белых медведей даже рождаются медвежата.

Снег,лед помогают многим животным пережить зиму и не замерзнуть. На Земле существуют места,где всегда холодно. Среди снегов и льдов обитают животные,которые приспособились жить даже в таких суровых условиях.

В. -А сейчас мы выйдем на улицу и проверим достаточно ли снега под деревьями,на клумбах,если нет-сгребем в эти места. Чтобы корням деревьев и растений было зимой тепло.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД в подготовительной группе «Путешествие в царство льда и снега» Увлекательное путешествие, интересные задания, встреча с животными Севера. Интеграция ОО «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:.

Примерные критерии знаний детей по теме «Ознакомление с природой» Воспитатель Полякова Т. М. Примерные критерии знаний детей всех возрастных групп по теме «Ознакомление с природой». Младшая группа от 2.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Занятие в средней группе «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 18:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...
Фото отчёт конкурса совместных поделок родителей и детей «Ёлочка-красавица»
Вот и прошли новогодние праздники, многие приготовления и заботы позабылись и остались в прошлом году. Но одним из них я хочу с вами поделиться. В конце...