Роль трудового воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Светлана Колесникова
Роль трудового воспитания в развитии детей дошкольного возраста

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство – созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский.

Главная цель трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей уважения к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.

Воспитания трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на возрастных этапах:

- в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

- в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно бытовой, направленный на формирование осознания труда для общей пользы. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление;

- в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются такие качества: привычка к усилию, умение

преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А так же содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В нем сочетаются умственные и волевые усилия. Способствуют развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих и технических способностей. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, памяти, внимания, воображения.

Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду, возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально- ценные ее протекания. Важнейшим, в процессе формирования личности ребенка является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить роль семьи, которые честно трудятся, а так же сообща выполняют многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов: эмоциональный, интимный характер отношений, основанный на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благодатная атмосфера для развития у ребенка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений. Пагубное влияние оказывает на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующие о негативном отношении к труду взрослых членов семьи. Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их заботы лишь о своем, личном. Дети должны быть причастны к жизни семьи (с учетом возрастных особенностей) к труду, отдыху, к повседневному общению. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствуют воспитанию его как члена семейного коллектива. Ребенок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней. Дети, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, беспомощны, эгоистичны, не заинтересованные в общих для всех детей делах.

Из этого можно сделать вывод, что воспитывать трудолюбивого ребенка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении. Взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно-ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка, его повседневные наблюдения за трудом людей – обязательные условия трудового воспитания.

Детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолевать трудности для реализации цели и др., нужно использовать все средства трудового воспитания в комплексе, предусмотренного на основе специальной программы. С детьми проводятся беседы, организуются экскурсии на предприятия, учат наблюдать за трудом взрослых. Главная идея: работа всякая нужна, работа всякая важна. Все должны добросовестно, честно и творчески трудиться, чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором мы живем, тем лучше жизнь каждой семьи. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности. Потому, что как сказал В. А. Сухомлинский «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».

Публикации по теме:

Я люблю свою профессию Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Воспитывая детей – я воспитываюсь сама – искренности,.

Проект «Мы любим чистоту». Внутрисадовский проект «Мы любим чистоту». (долгосрочный) Проблема: Не всегда игровые участки имеют ухоженный вид. Цель: Поддержание чистоты.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Роль трудового воспитания в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 10:56
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...