Роль творческого воображения в жизни ребенка и способы его развития средствами художественно-творческой деятельности

валентина каширина
Роль творческого воображения в жизни ребенка и способы его развития средствами художественно-творческой деятельности

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах возрастных особенностей детей.

Задачи: Дать родителям представление о роли воображения и его значении в жизни человека. Познакомить родителей с некоторыми приемами и способами развития воображения у детей. Сформировать предпосылки психологической и эмоциональной заинтересованности в совместном творчестве с ребенком.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы попробовать разобраться, что же такое воображение и зачем оно нужно человеку? Для начала следует сказать, что именно воображение является той отличительной чертой человеческой психики, которая отличает его от животного. Мы все знаем, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. По заключению психоаналитика Мэрили Зденек, лишь около 10 % людей используют оба полушария головного мозга сбалансировано. Большинство же делают ставку на левое полушарие и игнорируют творческий потенциал правого полушария. И очень зря! Обязанности правого полушария. Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во-вторых, за обработку не вербальной информации (выражаемой не в словах, а в образах, символах). Причем в отличие от левого (которое анализирует информацию только в четкой последовательности, правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассматривать проблему в целом. Благодаря правому полушарию мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет «Он висит у меня на хвосте», оно подскажет, что имелось в виду. Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос «А что если?» задает именно оно. Отдельно отметим творческие способности (музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, религиозность и веру во что-то. Если сравнивать все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.

Таким образом, мы выяснили, что развитие воображения дело крайне полезное и должно быть в списке приоритетных дел каждого успешного человека. Реальный критерий ума человека – это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары и услуги, успешные предприятия, проекты – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.

Развивать воображение надо начинать уже в детстве. Воображение неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у дошкольников имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу по истории и решить задачу, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своем воображении.

Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и организации правильной работы. Выделяется четыре группы таких условий:

1. Физические условия, т. е. наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

2. Условия социально – эмоциональные, т. е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Таким образом, организация этих видов деятельности имеет огромное значение для развития воображения. И роль взрослого заключается в том, он должен создать для ребенка все эти условия. Надо только самим взрослым расшевелить себя, разбудит свое, может быть, уже уснувшее воображение, и тогда рука об руку с ребенком вы войдете в прекрасный мир неизведанного. Развивать воображение полезно и взрослым… Воображение ребенка развивается в деятельности: в игре, рисовании, в разговорах, в процессе творческой переработке накопленного опыта.

Приемы развития воображения у детей:

1. Увеличение – уменьшение. (Дюймовочка, мальчик с пальчик, Гулливер. Что бы ты сделал если бы стал таким)

2. Добавление одного или нескольких свойств человеку (Если бы у тебя выросли крылья как у орла, перья, острое зрение)

3. Оживший рисунок (Что бы ты нарисовал, если бы точно знал, что твой рисунок оживет)

4. Исключение некоторых качеств человека (Как бы жил человек, который никогда не спит, не чувствует боли)

5. Превращение человека в любой объект. (Представь себе, что ты превратился в камень. Расскажи, что ты видишь, что чувствуешь)

6. Складывание оригами.

7. Разгадывание головоломок, складывание мозаик.

8. Придумывать необычное применение обычным вещам, что можно сделать из этого?

9. Занимайтесь изобретательством. Делайте привычные вещи не так, как обычно (новый маршрут, новое блюдо на завтрак и т. д.)

10. «Кино без звука»: выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Будет не комфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно. Методика А. Родионова.

11. «Дорисуй фигуру», «Придумай фигуру из геометрических фигур», «Заверши картинку», «Что там спрятано?», «Раскрась шаблон» и т. п.

12. Художественно-продуктивная деятельность, которая включает в себя конструирование, лепку и рисование. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Приучает ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. В возрасте 5 - 6 лет воображение начинает носить активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества. И для того, чтобы не пропустить этот сензитивный период в развитии ребенка необходимо уделить особенное внимание именно художественно-продуктивной деятельности.

В заключение нашей встречи хочется сказать спасибо всем присутствующим. Мы надеемся, что вы провели время с пользой. Узнали что-то новое, может даже немного неожиданное. Давая вам советы, хочется подчеркнуть, что работа по развитию воображения должна быть целенаправленной, но необходимо помнить, что нельзя превращать работу в формальную тренировку. Ребенок должен получать удовольствие и радость и быть уверенным в успехе. В каждом случае стремитесь вызвать как можно больше положительных эмоций. Ведь, в конечном счете, именно эти яркие и запоминающиеся моменты мы будем вспоминать всю жизнь.

Меняйте свою жизнь! И доброго вам пути!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Бумагопластика, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Бумагопластика, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста» В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным.

Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в рамках реализации ФГОС Брязгалова Е. И., музыкальный руководитель МБДОУ № 32 г. Майкоп ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Игры-головоломки — средство развития творческого воображения дошкольников В качестве ведущих видов деятельности старших дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС ДО, являются:.

Презентация «Использование техники «коллаж» как средство развития художественно-творческой деятельности у дошкольников» Все мы знаем, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и т. д.).

Консультация для родителей «Развитие творческого, логического мышления и воображения средствами музейной педагогики» Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Круги Луллия — метод развития творческого воображения Круги Луллия - метод творческого воображения [/b] Подготовила воспитатель: Шаповалова С. В. Описание метода Раймонд Луллий (жил в XIII –.

Развитие творческого воображения и его роль в передаче выразительности образа при создании композиций из природного материала Представляю свой опыт педагогической работы "Развитие творческого воображения и его роль в передаче выразительности образа при создании.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Роль творческого воображения в жизни ребенка и способы его развития средствами художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 07:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Поделки на участке детского сада
Если вы хотите получить интересное и красивое оформление участка детского сада, следует действовать по следующей инструкции: 1. изучить возможные варианты...
Картинки вместо слов.
Картинки вместо слов. Учимся читать. Родители часто задаются вопросом: как приучить ребенка к чтению и когда надо начинать это делать? Оказывается,...
Сценарий праздника День защиты детей «Подарим детям улыбку» для средних групп...
Задачи : Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей”; Развивать ловкость, внимание, и...
Конспект ООД по художественно эстетическому развитию в средней группе. Лепка. Тема:...
ООД по художественно эстетическому развитию в средней группе. Лепка. Тема: Хоровод. Цель: Обеспечить развитие умения детей изображать фигуру человека,...
Заметка «Первые дни в детском саду».
Первые дни в детском саду. В первый день мама с ребенком приходит в группу детского сада. Воспитатель доброжелательно встречает малыша. Мама должна помочь...