Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей

Бондаренко Наталья
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей

Бондаренко Наталья Михайловна

Должность: воспитатель, 1 категория

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: г. Михайловск, Ставропольский край

Наименование материала: статья

«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей»

«Детское экспериментирование претендует

На роль ведущей деятельности в период

Дошкольного развития ребенка».

Н. Н. Поддьяков

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

В настоящее время в системе дошкольного образования успешно и прочно занял свое место один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира-экспериментально-исследовательская деятельность. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семенович Выготский.

Для ребенка 5-6 лет экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности, потому что пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности (наблюдение и труд, развитие речи, изо-деятельность, ФЭМП; не столь сильно выражены связи с чтением художественной литературы, с музыкой и физическим развитием,в том числе и игровую. А игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются интегративные качества ребенка-любознательность, пытливость ума, активность и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. А подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Цель статьи: раскрытие значимости экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, слушает, видит, осязает окружающее. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность. Чтобы интересовался новым, неизвестным в окружающем мире. Используя в своей работе методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности (опыты и эксперименты, наблюдения, трудовые поручения и действия, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, метод проектов, использование художественной литературы, создание объектов живой и неживой природы, дидактические игры и развивающие ситуации, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности) ребенок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он постепенно привыкает действовать самостоятельно.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении целевыми ориентирами, которые предлагает ФГОС ДОУ, а именно: умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его указания и инструкции. Когда ребенок слышит, видит и делает сам все усваивается крепко и надолго. Таким образом, в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Основной целью экспериментально-исследовательской деятельности является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению. А мы, взрослые, должны создать все условия для экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребенок, потому что непосредственное участие ребенка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. Экспериментировали с воздухом «реактивный шарик», «вертушка», «живая змейка», упрямый воздух. Проводили наблюдения за жизнью растений и животных, «как пчелки переносят пыльцу», У кого какие клювы, кто чистит аквариум?; экспериментировали с различными предметами (бумага, ткань, пластмасса, резина, и др, изучали органы человека «умный нос», Язычок-наш помощник, где живет эхо, ухо-орган слуха.

В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. «Волшебная вода» (окрашивание воды) и получение разнообразных оттенков. «Естественная лупа» (рассматривание предметов через увеличительное стекло, «отгадай на вкус», «мыло-фокусник», «тайный похититель варенья», «чудесные спички».

Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети саршего возраста знакомятся с новыми понятиями, например, «вещество», делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. «Сухой из воды», «парусные гонки», что выделяет растение, почему цветы осенью вянут, испытание магнита, как достать скрепку не замочив рук?.

В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа-это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят. Например, «зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности», обоняние у человека, вдох и запах, определение частоты дыхания. Проводились эксперименты с предметами «дом на курьих ножках», «торнадо в банке», «вулкан».

Дети с удовольствием принимают участие в опытах и экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы.

Таким образом, детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений,способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Публикации по теме:

Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей и родителей. «Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А. Эйнштейн «Познание начинается с удивления» Аристотель Малыш – природный исследователь.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную.

Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет»Из опыта работы: проектная деятельность в познавательном развитии детей старшей группы «Веселый счет» Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. Недаром ее называют «царицей всех наук»! Дошкольники.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей
Опубликовано: 23 мая 2018 в 17:16
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Мы говорим сегодня: «До свидания!»
Здравствуйте, друзья! Отзвучали фанфары выпускного бала. Мы отпускаем наших оперившихся "птенчиков" в "новый мир". Мир новых открытий, новых...
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина — Россия, наша Родина — Кубань».
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина - Россия, наш любимый край - Кубань! », посвященного Дню Независимости России. Автор: Маркусова Елена...
Проект для малышей «Мой любимый домашний питомец»
Тип проекта: Познавательный, краткосрочный – 2 недели Цель проекта: Привить любовь и бережное отношение к животным. Обогащение и углубление представлений у...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во 2-й младшей группе "ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ" Цель: Продолжать знакомить детей и...
Ежедневное планирование недели «Декада интересных коллективных дел»
Виды деятельности Дата / Мероприятия ( цель, задачи) От ребёнка Тема недели: «Декада «Интересных коллективных дел». 18. 06. 2018г. -29. 06. 2018г....