Открытая НОД по краеведению (знакомство с русской кухней) «Россия — щедрая душа» в старшей группе

Людмила Морозова
Открытая НОД по краеведению (знакомство с русской кухней) «Россия — щедрая душа» в старшей группе

«Россия – щедрая душа»

(знакомство с блюдами русской кухни)

Содержание:

Дидактические задачи:

«Познание»

1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3. Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

«Коммуникация»

1. Активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.

«Чтение художественной литературы»

1. Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2. Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

«Музыка»

1. Развитие образного восприятия музыки.

2. Развивать пение естественным голосом песни различного характера.

3. Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.

2. Побуждать желание сохранять культуру.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов.

Оборудование:

Русские народные костюмы, блюда русской кухни.

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

Изобильная, родная,

Щедрая моя земля!

Ребята, а что значит «щедрая земля»?

Открытая НОД по краеведению (знакомство с русской кухней) «Россия — щедрая душа» в старшей группе

Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?

Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

Дети:

Хлеб – всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода – все не беда.

Хлеба ни куска – стол – доска.

Без каши обед - не в обед.

Хороша кашка, да мала чашка.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много Вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины – хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотно, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет».

Выходит Хозяюшка, поет песню «К нам гости пришли» (музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен).

Хозяюшка:

Я к Вам в гости пришла,

Пироги принесла,

Угощайтесь, угощайтесь,

Пироги принесла.

С малинкой пирог.

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Пришла я на Вас посмотреть и себя показать. Принесла я Вам угощенье знатное, но как говорится в русской пословице: «Какова работа – такова и награда».

Отвечайте на вопросы мои сложные,

Получайте угощенья всевозможные!

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб!

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

Всегда!

Рыба – водица,

Ягода – трава,

А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Г. Лапшина

Хозяюшка: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай.

Хозяюшка: (достает из печи каравай, выходит с ним в центр зала)

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

(Подает детям каравай.)

Каравай Вам подношу

И принять его прошу.

С. Погореловский

Ребенок (берет каравай, обращается к гостям)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Г. Лапшина

Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Дети: Говорят в народе: «Есть хлеб – будет песня!»

Звучит русская народная мелодия «Калинка»

Хозяюшка: Теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо… (пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Петушок и меленка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» и другие.

Хозяюшка: Пироги пекла с любовью

И старалась я не зря -

Угощайтесь на здоровье

Наши гости и друзья!

Т. Короткина

Хозяюшка достает из печи пироги, подает блюдо детям.

Дети: (берут блюдо и говорят)

Всех гостей к себе зовем,

Угостим Вас пирогом!

Сладкие пироги с ягодкой малинкой,

Вкусные пироги с яблочной начинкой.

Г. Новикова

Хозяюшка: Испекла я Вам пирог,

Положила на порог.

Давайте играть,

Пирог выбирать!

Русская народная подвижная игра «Пирог»

Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая.

Испекли мы пирог,

Положили на порог.

Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх

Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.

Да этакий он мягошенький. «Лепят» пирожок руками.

Бери нож, режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог»

ловит. Кого поймает, тот становится

«пирогом».

Хозяюшка: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной.

(Блин)

Дети отгадывают.

Воспитатель: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.

Хозяюшка: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов.

Ешьте, не стесняйтесь,

Здоровья набирайтесь.

Н. Маркова

Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.

Дети: Блин тебе, блин ему

И гостям по одному!

Дети исполняют песню «Блины» (в обработке А. Абрамского)

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Хозяюшка: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?

Дети: Про корову.

Хозяюшка: А почему ее так называли?

Дети: Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, миленький дружок!

Л. Уланова

Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?

Дети: В сказке «Крошечка - Хаврошечка»

Хозяюшка: Ешь да пей,

Гостям налей,

И коту не пожалей.

Хозяюшка ставит на стол кувшин с молоком и блюдце перед игрушечным котом.

Дети исполняют танец с коровушкой на русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько».

Хозяюшка: Отгадайте мою загадку.

Вкусна, сладка

Глядит из горшка,

Из овощей и круп варится.

На всю Россию славится.

Является пищей нашей

И называется … (кашей).

Дети отгадывают.

Воспитатель: Правильно, каша. Это была любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. В древности даже свадебный пир называли «кашей». Чем ели кашу?

Дети: Деревянными ложками.

Эх, топну ногой

Да притопну ножками!

Развеселый у нас

Будет танец с ложками.

Г. Новикова

Дети исполняют «Танец с ложками»

Хозяюшка: Вот Вам моя следующая загадка.

Белый тулупчик

Сшит без рубчика.

(Яйцо)

Дети отгадывают.

Воспитатель: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?

Дети: В сказке «Курочка Ряба».

Хозяюшка: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг

другу яйца-писанки на счастье.

Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается?

Дети: «Репка», «Вершки и корешки», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Крошечка-Хаврошечка».

Хозяюшка: А как русские люди сохраняли свой урожай?

Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.

Хозяюшка: Какие овощи ели наши предки Вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

(Капуста)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …

(Лук)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло.

(Свекла)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый.

(Огурец)

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

В землю … (репка)

Молодцы, ребята! Вот Вам за это корзина с овощами.

Ешьте овощи спелые,

Чтобы щеки были красные,

А не белые.

Хозяюшка отдает детям корзину с овощами.

Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

Дети: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Хозяюшка: Что же пили наши предки?

Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.

Хозяюшка: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.

Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.

Вот Вам морса кувшин,

Желаю вырасти на целый аршин.

Хозяюшка подает кувшин с напитками.

Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

Дети: Скатертью.

Воспитатель: Правильно, скатертью-самобранкой.

Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью, сверху выставляются угощения.

У нас есть угощение

Всем на удивление,

Кушайте на здоровье,

Славьте русское хлебосолье!

Г. Новикова

Публикации по теме:

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Поликультурное образование: каким я его вижу? Из опыта работы нашего ДОУ.Поликультурное образование: каким я его вижу? Из опыта работы нашего ДОУ. В нашей многонациональной стране поликультурному образованию необходимо уделять большое значение. В нашем ДОУ воспитываются дети разных.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Детские писатели
Автор публикации:
Открытая НОД по краеведению (знакомство с русской кухней) «Россия — щедрая душа» в старшей группе
Опубликовано: 9 августа 2013 в 14:44
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...