Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе «Русская матрешка»

Алевтина Микушина
Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе «Русская матрешка»

МБДОУ «Атняшинский детский сад»

Интегрированное занятие по развитию речи

разновозрастной группе

«Русская матрешка»

(с 5 до 7 лет.)

Составила:

Воспиталель:

Микушина Алевтина

Нурмухаметовна.

2013 г

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.

Образовательные:

Обобщить знания детей о народных игрушках.

Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке.

Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Учить детей украшать фартук матрёшки в нетрадиционной технике – пластелинографии.

Воспитательные

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:

Развивать связную речь, умение говорить не торопясь, выразительно.

Оздоровительные задачи:

Создать доброжелательную атмосферу во время организованной деятельности.

Материал демонстрационный:

- русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.);

- иллюстрации с изображением матрешек,

Раздаточный: готовый образец матрёшки с украшенным фартуком, силуэт матрёшки для каждого ребёнка, пластилин красного, жёлтого и синего цвета, стеки, клеёнки, влажные салфетки для рук. Для старшей группы готовые шарики из пластилина красного, желтого и синего цвета.

Предварительная работа: игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку,

Ход занятия:

1 часть. (тихо звучит русская народная мелодия) занятие начинается с детьми подготовительной группы.)

- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.

Дети - Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети - Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

- Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали

Дети - Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое упражнение «Что из чего» (составление предложений по образцу)

Игрушки сделаны из разного материала.

Дымковская игрушка сделана из глины, значит она глиняная.

Эта кукла сделана из ткани, значит она тканевая.

Эта игрушка сделана из стекла, значит она стеклянная.

Эта игрушка сделана из дерева, значит она деревянная.

2 часть.

- А вот у меня для вас сюрприз, отгадайте мою загадку. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка? Загадку мою до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети – Матрешка!

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками.

- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью и поверхность росписи матрешки покрывают лаком

- Во что одета матрешка?

Дети - Сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

- Правильно, матрешка одета в русскую национальную одежду - расписной крестьянский сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

Матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, загорские, майдановские.

Показ картины (майдановской, загорской, семеновских матрешек)Эту матрёшку сделали в городе Загорске. (Показ картинки)

Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головы в туловище. Загорские матрешки одеты в сарафан, в яркий платок и фартук с узором.

Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Это Семёновская матрёшка. (Показ картинки)

У неё стройная, вытянутая форма. Она отличается от других матрёшек большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

А эта матрёшка из села Полхов – Майдан. (Показ картинки)

У этой матрёшки несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке большой цветок щиповника, называли розами,они еще ярче чем например загорские матрешки, волосы у них кудрявые или же большие завитки.

Но, не смотря на то, что эти матрёшки сделаны разными мастерами. Они похожи. Чем же, как вы думаете?

Дети: У всех матрёшки есть платок на голове и фартук.

Как много красивых матрешек делают и по- разному раскрашивают русские мастера. Очень приятно любоваться их работой.

(заходят дети старшей группы)

Разминка:

Раз, два, три, четыре!

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку!

Влево - вправо повернись,

Веселее улыбнись!

3 часть

-Дети сегодня у Матрешки день рождения и она должна придти к нам в гости. А в день рождение принято дарить подарки. Как нам быть? Что делать?

Дети - Нужно подарки сделать своими руками.

-Как вы думаете, что можно подарить Матрешке?

Дети – Бусы, платок, цветы и др.

Правильно, а теперь можно сесть за столы.

Ребята посмотрите, какую красивую, весёлую матрёшку я приготовила для вас. И у вас на столе тоже лежат матрёшки в цветных сарафанах. Мне кажется, нашей матрешке понравится такой подарок, она сможет подарить всем своим сестрам, вот таких красивых и веселых матрешек, как вы думаете?

Ответы детей.

ЖЕНЯ, какого цвета сарафан у твоей матрёшки?

Ребёнок ст. гр.: У моей матрёшки сарафан красного цвета.

Ответы детей (спросить несколько младших детей) .

Воспитатель:

Ребята только я вижу, что матрёшки у вас какие-то грустные. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что у них не украшены фартуки.

Воспитатель:

Давайте поможем матрёшкам, украсим их фартуки.

Что бы они тоже стали такими же весёлыми, как моя матрёшка.

Чем я украсила фартук матрёшки?

Дети: Вы украсили фартук цветами.

Воспитатель:

Правильно цветами из пластилина.

Сейчас я вам покажу, как это нужно делать.

(Воспитатель показывает и рассказывает детям.)

По окончании работы воспитатель предлагает детям свои матрешки выложить на один общий стол.

Дети оценивают свои работы.

Музыкально- ритмическое упражнение «с пятки на носочек»

С пятки на носочек, раз, два, три. (2 раза)

А теперь потопаем, ручками похлопаем.

Повернулись право раз, повернулись влево два.

И вот снова, еще раз повторяем этот пляс.

4 часть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идет Матрешка

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная!

(Под русскую народную мелодию входит Матрешка)

Матрешка - Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас! (кланяется)

- Матрешка, какая ты сегодня красивая! Ребята, давайте скажем Матрешке комплименты.

Дидактическое упражнение «Комплименты»

- Дорогая Матрешка, наши ребята хотят поздравить тебя с днем рождения!

Будь здоровой,

Будь счастливой,

Будь как солнышко красивой!

Будь как звонкий ручеек,

Будь как бабочкой игривой!

Будь всегда трудолюбивой!

И расти большой, большой.

Вот такой, такой, такой!

Матрешка – Спасибо, ребята! (кланяется)

Видно солнце с небосвода,

Дети водят хороводы.

В хоровод и вставай,

Испекли мы каравай!

Каравай, каравай, веселее подпевай!

Русская народная хороводная игра «Каравай»

- Матрешка, ребята приготовили для тебя и твоих сестер подарки. Посмотри, какие красивые, веселые у нас получились матрешки.

А еще ребята выучили много стихов про тебя, послушай их.

(Дети читают стихи)

-Матрешка, ребята приготовили для тебя русские народные частушки.

Частушка – это короткая шутливая, веселая, озорная песенка.

(Дети поют частушки)

Матрешка – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки и приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками!

С ватрушками!

С пирогами русскими!

5 часть. Чаепитие

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «Радуга» МКДОУ «Карачельский детский сад» организует учебно – воспитательный процесс на основе программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. Но,.

Родословная. ПЕРВЫЙ НАЛИМОН родился в детском саду №30 г. Риддер в 1989 году,ЭТО БЫЛ РИСУНОК АМЕБЫ И ИНФУЗОРИИ. с детьми разновозрастной группы "Витааум".

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 5 мая 2013 в 18:35
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...