Папки-передвижки

Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня — душа народа. Песни, которые слушали лапти»

Евдокия Докунина
Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня — душа народа. Песни, которые слушали лапти»

«РУССКАЯ ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»

«Песни, которые слушали Лапти»

Тематическое занятие в подготовительной группе.

Цель: Закреплять знания о русской народной музыке, прививать любовь к русской народной песне.

Задачи:

1. Развивать чувство ритма и гармонического слуха.

2. Закреплять умение самостоятельно выполнять движения, инсценируя песню.

Публикация «Тематическое занятие в подготовительной группе „Русская песня — душа народа, Песни, которые слушали лапти“» размещена в разделах

3. Учить детей внимательно слушать музыку, определять её характер.

4. Углублять представление детей о русских народных песнях.

5. Закреплять знания жанров русской народной песни : - колыбельная, плясовая, хороводная, игровая.

6. Выявлять музыкальные и вокальные способности детей.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» пружинящим шагом (шаг хоровода) и становятся в круг.

Муз. рук:

Ребята, давайте повторим с вами хоровод «Во поле берёза стояла»

Дети исполняют хоровод, и спокойным шагом садятся на стулья, расставленные полукругом у фортепиано.

Муз. рук:

Ребята, под какую песню мы с вами водили хоровод?

Ответы детей. («Во поле берёза стояла»-русская народная песня.)

Муз. рук:

А вы знаете, что такое –народная песня?

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

Сегодня мы будем с вами петь русские народные песни, разные по характеру.

Но сначала нам нужно немного распеться и для этого мы споем нашу любимую распевку, которая называется «Лиса по лесу ходила».

Дети поют распевку. "Лиса по лесу ходила"

(обратить внимание детей на характер распевки, на мелодию, на ритмический рисунок.)

Муз. рук:

Ребята, а о чём поётся в этой распевке? (дети отвечают)

А вы знаете, что такое лапти? (ответы детей)

Правильно. Это обувь, которую носили в деревнях.

Лапти-это традиционная крестьянская обувь, плетенная из лыка или бересты.

Слово лапоть образовано от древнерусского слова лапа, то есть нижняя

конечность.

Лапти изготовлялись самими крестьянами, были очень дешевы, поэтом в них ходила

большая часть простого народа.

Ребята, а как вы думаете, какие песни слушали лапти? (ответы детей)

Правильно, русские народные. Давайте мы с вами сегодня попробуем исполнить песни, которые могли слышать лапти.

Муз. рук:

Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать, стали петь им песенки.

Кто помнит, как они называются? (Ответы детей)

Да, это колыбельные песенки. А почему их так назвали? Потому что они исполнялись у колыбели. Они должны были помочь маме уложить ребёнка спать, убаюкать, поэтому их ещё называли баюкашными. В колыбельных песнях часто упоминается котик, который так ласково мурлычет. «У кота-воркота», «Котя, котинька коток», «Серенькая кошечка» Давайте мы послушаем эти песенки.

Дети слушают колыбельные песни в исполнении музыкального руководителя или фонограмму.

Муз. рук:

Ребята, давайте и мы с вами споём колыбельную песенку "Серенькая кошечка".Возьмите ваши любимые игрушки и ласково укачайте их, убаюкайте.

Дети исполняют колыбельную песню «Серенькая кошечка»

Муз. рук:

Ребята, а как вы думаете, какие песни слушали лапти, когда крестьяне после работы собирались на гулянья? (ответы детей)

Все ваши ответы правильные. Песни пели разные, и весёлые, и грустные. Часто на гуляньях пели маленькие задорные песенки, в которых рассказывалась целая история. Что это за песенки? (ответы детей).

Правильно, это Частушки.

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушки появились в сельской местности. Первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне.

Слово «ЧАСТУШКА» образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся: частушка основана на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.

Муз. рук:

Что ж, ребята, не сидите,

Поскорее выходите!

Мы споём сейчас частушки

Про друзей и про подружек!

Дети выходят на середину зала, исполняют частушки. После исполнения частушек сели на свои места.

Муз. рук:

Наравне с колыбельными песнями, хороводными и частушками и существует ещё плясовые песни, которые неразрывно связаны с русскими плясками. Народ любил приплясывать, исполняя такие песни. В качестве музыкального сопровождения часто использовался русский народный инструмент «Балалайка».

Очень часто пляски начинались с приглашения. Выходил парень с балалайкой и приглашал народ на пляску :

Ну - ка, чудо - балалайка! Веселее заиграй-ка!

Что б печали все ушли, Что бы ноги в пляс пошли!

Выходите ребята, исполним нашу любимую пляску «Чудо балалайка»

Дети исполняют пляску с пением «Чудо балалайка».

Муз. рук:

Итак, ребята, песня- это душа народа. В песне русский народ рассказывал и пел о том, что его заботило, радовало и тревожило, чем люди занимались и как трудились. Сегодня мы узнали и услышали, как красивы и выразительны русские народные песни. Скажите мне, какие песни мы сегодня пели? (ответы детей).

И сегодняшнее наше занятие мы закончим словами поэтессы Галины Горелой

Песня русская-русская душа!

До чего ж ты, русская песня, хороша!

От рожденья до последних дней

С нами песня- друга нет верней!

До свидания. Жду вас на следующем занятии.

Публикации по теме:

Сценарий досуга «Фестиваль игровых конкурсов «Русская душа». Формирование у детей интереса к народному творчеству Фестиваль игровых конкурсов «Русская душа» Цель: организация досуга, популяризация и возрождение интереса к народному творчеству. через.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа» Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами:«Русская душа» Цели и задачи: Знакомство детей с русскими народными.

Песня для турслёта. (На мотив песни фиксиков «Тыдыщ») 1 КУПЛЕТ Когда палатка рухнет, когда мобильник сдох, Когда костёр потухнет, сломался котелок, Вы не переживайте, для этого здесь мы, Команда.

Песня «Город Каменск я люблю» (на мелодию песни «Есть на свете гномики» ). В честь 80-летия Ростовской области и 346-летия города Каменск-Шахтинский мною написана песня и исполнена моими воспитанниками на конкурсе.

Песня-переделка «Школа моя» на мотив песни «Зайка моя» Ф. Киркорова Говорят: " Готовь сани летом, а телегу зимой! И хотя до нового учебного года ещё далеко, готовиться к нему многие начинают заранее. Этот.

Познавательное занятие в подготовительной группе «Русская каша — матушка наша» «Русская каша – матушка наша» Ляленкова Валентина Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка» Цель: Углублять представления.

Русская народная песня как средство обучения выразительному пению Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает.

«Берёза — русская душа». Совместная деятельность с детьми по проекту «Люблю берёзку русскую» Цель: -Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. -Учить детей устанавливать.

Тематическое музыкальное занятие «Русская зима и Рождество» Тематическое музыкальное занятие «Русская зима и Рождество». Цель занятия: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. речевое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие в подготовительной группе «Русская песня — душа народа. Песни, которые слушали лапти»
Опубликовано: 13 января 2018 в 22:24
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД