Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям

лилия маматова
Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям

Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий ребенка. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.

К числу многочисленных средств приобщения дошкольников к национальной культуре относится и музыка. В настоящее время изменилось отношение к народной музыке, праздникам. Музыка и народные праздники стали чаще звучать и проводиться. Пение, игра на народных инструментах, танцевальные элементы – все это комплексно используется в жизни детского сада.

Формы ознакомления детей с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования.

Раскрывая тему народного праздника надо обращать внимание детей на изменение в живой и неживой природе, обрядовые действия, их нравственную основу. Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям. Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое целое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию интереса детей не только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

«Народные праздники имеют функции социальной терапии, отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений» (Д. Фрейзер).

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, воспитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории. Итак, народные праздники как совместная деятельность дошкольников, оказывает большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.

В настоящее время приобщение ребенка к народной культуре, народным традициям зачастую осуществляется с помощью народных календарных праздников, которые становятся привычными в жизни ДОУ. В программу народного праздника входят: народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений. Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий ребенка.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Приобщение детей к народным праздникам помогает детям быть более эмоциональными и раскрепощенными.

Публикации по теме:

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Русские народные праздники в приобщении детей к национальной культуре и традициям
Опубликовано: 23 января 2014 в 19:27
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...
Фото отчёт конкурса совместных поделок родителей и детей «Ёлочка-красавица»
Вот и прошли новогодние праздники, многие приготовления и заботы позабылись и остались в прошлом году. Но одним из них я хочу с вами поделиться. В конце...