Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Наталья Коновалова
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»

Интегрированные образовательные области «Познание»

• «Коммуникация

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

Виды деятельности

• Игровая

• Коммуникативная

• Познавательная

• Продуктивная

• Чтение

Цель: Знакомство с русским костюмом.

Программные задачи

Образовательные:

Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка, мелкую моторику рук

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

• Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

Словарная работа:

• Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, россичи, хлебосольный)

Материал:

Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах.

Карточки с орнаментами.

Тексты загадок, поговорок.

Материал для работы с «изонитью».

Книги с русскими народными сказками.

Костюмы русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.

Ход.

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети. Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы. Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки. (Работа за столами)

Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)

Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные»?

(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)

Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:

-Русский человек хлеб – соль водит.

-Русский человек – добрый человек.

-Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.

русского мужика нет лучше друга, чем печь.

Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться).

Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.

Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?

(«По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?

(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору,Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)

Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?

Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».

У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

(дети выбирают водящего и играют в русскую народную игру «ЗАРЯ»)

Заря – зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

За водой пошла.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Публикации по теме:

«Путешествие в сказку «Репка». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе«Путешествие в сказку «Репка». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе Тема: Путешествие в сказку "Репка" Интегрированные.

Программа «Успех». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования В своём профиле в разделе "Файлы" я поместила Программу "Успех" под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. наук. Научный руководитель: В. В. Рубцов,.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 23 августа 2012 в 11:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект в старшей группе «Моя малая Родина»
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района Чувашской республики Педагогический проект в старшей группе «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» Воспитатель:...
Фотоотчет об изготовлении аппликации собаки «Пуделя»
Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в...
Фотоотчет об аппликации «Сердечки» ко Дню Святого Валентина
Аппликация «Сердечки» ко дню Святого Валентина. Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна. 14 февраля "День Всех Влюбленных" отмечается в России не очень...
Мастер-класс по изготовлению праздничной открытки «Букет цветов в вазе» в технике...
Детский сад – пенсионер! Он родился в СССР! Садику – 55 лет! Шлет он всем большой привет! 14 февраля МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка» города Великие...
Сценарий свадебного казачьего обряда для детей старшего дошкольного возраста
Казачьи свадебные обычаи для детей старшего дошкольного возраста Звучит 1 куплет «Дон ты вольный», далее под песню «Белорыбица» ( анс. «Донские казаки»)...