МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Русский народный костюм — хранитель истории»

Наталья Ливинова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Русский народный костюм — хранитель истории»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста.

«Русский народный костюм – хранитель истории»

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ „Русский народный костюм — хранитель истории“» размещена в разделах

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Текст к слайдам

1 слайд

Русский народный костюм - хранитель истории.

- Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица!

2 слайд

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду :

Не правда ли проста и хороша!

-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

3 слайд

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)

- Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.

4 слайд

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.

- Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)

5 слайд

А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

6 слайд

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

7 слайд

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зи

- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.

8 слайд

Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

9 слайд

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

- Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

10 слайд

По одежке встречают!

По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

11 слайд

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.

По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное, вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.

- Как вы думаете, что значит чинили?

12 слайд

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось

- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).

Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

13 слайд

На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход:

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.

- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)

14 слайд

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

-Из лыка свито

Дырявое корыто (лапти)

-Дуйся не дуйся, а

Через голову суйся (рубаха)

- По дороге шёл,

Две дороги нашёл,

по обеим пошёл (порты)

- Надену - ободом сведет,

Сниму - змеёю упадет. (пояс)

15 слайд 16 слайд

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

17 слайд

Пословица - недаром молвится.

Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.

18 слайд

До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыкальное развитие» в старшей группе «Бумажные истории»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыкальное развитие» в старшей группе «Бумажные истории» Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе «В гости к Матроскину» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе Тема: «В гости к Матроскину» Цель: Владение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста с использованием ИКТ «Маша и медведь» Цель: Развитие внимание, памяти, развитие эстетического восприятия, развитие мелкой моторики. Задачи: Способствовать формированию умение.

Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм»Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Русский народный костюм» Конспект НОД по аппликации в старшей группе Тема: «Русский народный костюм» Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме.

Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ «Домашние животные» Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Домашние животные» для детей второй младшей группы Составитель: воспитатель.

Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ «Про маленькую капельку»Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ «Про маленькую капельку» Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ «Про маленькую капельку» в первой младшей группе. МБОУ "Авторский лицей Эдварса.

Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм» Конспект занятия. Тема: Русский народный женский костюм. Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой. Оборудование: русская.

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с русским национальным головным убором; - учить.

Проект (краткосрочный) младшая группа «Русский народный костюм» Актуальность. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Русский народный костюм — хранитель истории»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 07:11
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД