«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Наталья Дмитриева
«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения занятий по формированию обобщающих понятий - классы животных у детей младшего дошкольного возраста. Как известно у детей этого возраста должны быть сформированы представления о таких классах животных, как рыбы, птицы, звери, насекомые. Чтобы сформировать целостное представление о каждом из классов животных, я использую в своей практике уже, наверное, многим известные по моим публикациям опорные сигналы. Опорные сигналы - это картинки, знаки, символы, помогающие детям выделить характерный признак объекта, а потом соединить все сигналы в одно целое.

Для детей младшего возраста я использую цветные опорные сигналы, для детей постарше - в черно-белом варианте.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию план- конспект НОД по формированию понятия - рыбы для детей средней группы.

«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Цели и задачи занятия:

О. О. " Познание"

-знакомство детей с характерными особенностями строения и жизнедеятельности рыб;

- развитие навыков поисковой деятельности (умение находит ответы на вопросы);

О. О. " Коммуникация"

- развитие связной речи (умение отвечать на вопрос - для чего);

-обогащение словарного запаса по теме - рыбы;

О. О. " Социализация"

-воспитание чувства сопереживания к представителям живой природы;

Материалы и оборудование:

-игрушка Каркуша;

-демонстрационные карточки с опорными сигналами по теме - рыбы;

-карточки со знаком вопроса;

- демонстрационные картинки с изображением рыб и птиц;

- раздаточный материал (рыбная чешуя, кусочки ткани,перо птицы - на крышечках с черным фоном);

Ход занятия:

Каркуша приглашает детей на ковер. На ковре разложены карточки со знаком вопроса, под которыми находятся опорные сигналы по теме - рыбы.

Опорные сигналы:

- плоскостное изображение золотой рыбки;

-изображение хвоста рыбки;

- изображение туловища рыбки;

- изображение плавников;

- изображение головы рыбки;

- изображение среды обитания;

Каркуша объясняет детям, что сегодня она хочет познакомить их своей подружкой. " Подружка" спряталась от ребят под карточкой с зеленым знаком. Этот знак называется - знак вопроса. Что означает - узнай кто там? Но просто так тот, кто спрятался под карточкой не покажется!Нужно ответить на вопросы, которые спрятались под карточками с голубыми знаками. Спрашивает - согласны ли дети ответить на вопросы и познакомится с ее " подружкой".

Методика работы над опорными сигналами:

Вскрывая по очереди карточки с голубыми знаками вопросы дети видят изображение характерной особенности строения рыб. Выясняют, что это и кому может принадлежать.

Методика решения проблемы:

- Что нарисовано на картинке?

-У кого это может быть?

- Для чего это нужно?

Дети открывают первую карточку

Каркуша: Дети, как вы думаете, что нарисовано на картинке?

Дети: хвост, хвостик, похоже на хвостик.

Каркуша: У кого может быть такой хвостик?

Дети: у рыбки, у рыбы, (а может быть и не ответят)

Каркуша: Да это похоже на хвостик, а у кого бывает хвостик?

Дети: у птичек, у рыбок, у зайчика.

Каркуша: Да, мы пока не знаем точно, чей это хвостик, давайте посмотрим следующую картинку.

(открывают картинку с туловищем рыбки)

- также обсуждают картинку, выясняют, что это может быть туловище рыбки, а может птички. нужно посмотреть следующую картинку-

открывают картинку с плавниками, затем картинку с головой рыбки, обсуждение всегда заканчивается фразой

-Это может быть у рыбки, значит от нас спряталась рыбка!

Когда все картинки под карточками с голубыми вопросами будут открыты,воспитатель подводит итог:

- У того, кто спрятался от нас есть вот такой хвостик, есть овальное туловище, есть плавники и голова с большими глазами живет он в море (в воде! Кто же это может быть? РЫБКА!

После этого открывается карточка с зеленым знаком вопроса - появляется рыбка, хвалит ребят, что они все про нее рассказали и предлагает поиграть с ней и с Каркушей.

Физкультминутка: " Птица - рыба"

Золотая рыбка объясняет правила игры: рыбки что умеют делать - плавать, а птички - летать. Я буду показывать своих родных рыбок и тогда вы будете " плыть", а Каркуша своих родных птичек - и тогда вы будете " летать" (проводится подвижная игра)

После игры рыбка становится грустной! Почему? Рыбка объясняет, что у Каркуши такие красивые перышки, а чем покрыта она - она не знает!

Поисковая деятельность:" Чем покрыта рыбка?"

Дети подходят к столам, на свое место, перед ними три крышечки с черным фоном. На одной лежит рыбья чешуя (желательно крупная - от леща); на второй - птичье перышко, на третьей - кусочки ткани.

Задача: выяснит, во что может быть одета рыбка? Ткань нужна людям - они шьют одежду, перышко - птицам, а вот эти ЧЕШУЙКИ - как раз и есть одежда для рыб. В них рыбкам ничего не страшно, так как они очень плотно прилегают друг к другу и в них они такие красивые - блестящие!

Воспитатель просит детей отнести чешуйки золотой рыбке.

Заключение:

Дети вновь садятся на ковер и повторяют по опорным сигналам, что бывает у рыбок.

Дидактическое упражнение: " Закончи предложение"

- У всех рыбок есть. хвостик

- У рыбок есть овальное. туловище

-У рыбок есть. голова

-Все рыбы живут в. воде

-Все рыбы покрыты. чешуей.

Рыбка и Каркуша хвалят детей и обещают прийти еще раз, чтобы познакомить детей с другими рыбками.

Занятие закончено. Опорные сигналы вместе с изображением рыбки размещаются на доске, чтобы дети в свободное время могли еще раз ознакомится и показать друг другу, что есть у рыбок. Рыбная чешуя размещается в уголке природы для свободного рассматривания.

Предлагаю вам опорные сигналы по теме " Птицы"

Опорные сигналы по теме " Звери"

Вот такая информация. Буду рада, если вам это пригодится! Из опыта - уже 15 лет так провожу занятия, знания по экологии у детей отличные!

Публикации по теме:

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных
Опубликовано: 6 августа 2013 в 18:45
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...