«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Наталья Дмитриева
«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас со своим опытом проведения занятий по формированию обобщающих понятий - классы животных у детей младшего дошкольного возраста. Как известно у детей этого возраста должны быть сформированы представления о таких классах животных, как рыбы, птицы, звери, насекомые. Чтобы сформировать целостное представление о каждом из классов животных, я использую в своей практике уже, наверное, многим известные по моим публикациям опорные сигналы. Опорные сигналы - это картинки, знаки, символы, помогающие детям выделить характерный признак объекта, а потом соединить все сигналы в одно целое.

Для детей младшего возраста я использую цветные опорные сигналы, для детей постарше - в черно-белом варианте.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию план- конспект НОД по формированию понятия - рыбы для детей средней группы.

«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных

Цели и задачи занятия:

О. О. " Познание"

-знакомство детей с характерными особенностями строения и жизнедеятельности рыб;

- развитие навыков поисковой деятельности (умение находит ответы на вопросы);

О. О. " Коммуникация"

- развитие связной речи (умение отвечать на вопрос - для чего);

-обогащение словарного запаса по теме - рыбы;

О. О. " Социализация"

-воспитание чувства сопереживания к представителям живой природы;

Материалы и оборудование:

-игрушка Каркуша;

-демонстрационные карточки с опорными сигналами по теме - рыбы;

-карточки со знаком вопроса;

- демонстрационные картинки с изображением рыб и птиц;

- раздаточный материал (рыбная чешуя, кусочки ткани,перо птицы - на крышечках с черным фоном);

Ход занятия:

Каркуша приглашает детей на ковер. На ковре разложены карточки со знаком вопроса, под которыми находятся опорные сигналы по теме - рыбы.

Опорные сигналы:

- плоскостное изображение золотой рыбки;

-изображение хвоста рыбки;

- изображение туловища рыбки;

- изображение плавников;

- изображение головы рыбки;

- изображение среды обитания;

Каркуша объясняет детям, что сегодня она хочет познакомить их своей подружкой. " Подружка" спряталась от ребят под карточкой с зеленым знаком. Этот знак называется - знак вопроса. Что означает - узнай кто там? Но просто так тот, кто спрятался под карточкой не покажется!Нужно ответить на вопросы, которые спрятались под карточками с голубыми знаками. Спрашивает - согласны ли дети ответить на вопросы и познакомится с ее " подружкой".

Методика работы над опорными сигналами:

Вскрывая по очереди карточки с голубыми знаками вопросы дети видят изображение характерной особенности строения рыб. Выясняют, что это и кому может принадлежать.

Методика решения проблемы:

- Что нарисовано на картинке?

-У кого это может быть?

- Для чего это нужно?

Дети открывают первую карточку

Каркуша: Дети, как вы думаете, что нарисовано на картинке?

Дети: хвост, хвостик, похоже на хвостик.

Каркуша: У кого может быть такой хвостик?

Дети: у рыбки, у рыбы, (а может быть и не ответят)

Каркуша: Да это похоже на хвостик, а у кого бывает хвостик?

Дети: у птичек, у рыбок, у зайчика.

Каркуша: Да, мы пока не знаем точно, чей это хвостик, давайте посмотрим следующую картинку.

(открывают картинку с туловищем рыбки)

- также обсуждают картинку, выясняют, что это может быть туловище рыбки, а может птички. нужно посмотреть следующую картинку-

открывают картинку с плавниками, затем картинку с головой рыбки, обсуждение всегда заканчивается фразой

-Это может быть у рыбки, значит от нас спряталась рыбка!

Когда все картинки под карточками с голубыми вопросами будут открыты,воспитатель подводит итог:

- У того, кто спрятался от нас есть вот такой хвостик, есть овальное туловище, есть плавники и голова с большими глазами живет он в море (в воде! Кто же это может быть? РЫБКА!

После этого открывается карточка с зеленым знаком вопроса - появляется рыбка, хвалит ребят, что они все про нее рассказали и предлагает поиграть с ней и с Каркушей.

Физкультминутка: " Птица - рыба"

Золотая рыбка объясняет правила игры: рыбки что умеют делать - плавать, а птички - летать. Я буду показывать своих родных рыбок и тогда вы будете " плыть", а Каркуша своих родных птичек - и тогда вы будете " летать" (проводится подвижная игра)

После игры рыбка становится грустной! Почему? Рыбка объясняет, что у Каркуши такие красивые перышки, а чем покрыта она - она не знает!

Поисковая деятельность:" Чем покрыта рыбка?"

Дети подходят к столам, на свое место, перед ними три крышечки с черным фоном. На одной лежит рыбья чешуя (желательно крупная - от леща); на второй - птичье перышко, на третьей - кусочки ткани.

Задача: выяснит, во что может быть одета рыбка? Ткань нужна людям - они шьют одежду, перышко - птицам, а вот эти ЧЕШУЙКИ - как раз и есть одежда для рыб. В них рыбкам ничего не страшно, так как они очень плотно прилегают друг к другу и в них они такие красивые - блестящие!

Воспитатель просит детей отнести чешуйки золотой рыбке.

Заключение:

Дети вновь садятся на ковер и повторяют по опорным сигналам, что бывает у рыбок.

Дидактическое упражнение: " Закончи предложение"

- У всех рыбок есть. хвостик

- У рыбок есть овальное. туловище

-У рыбок есть. голова

-Все рыбы живут в. воде

-Все рыбы покрыты. чешуей.

Рыбка и Каркуша хвалят детей и обещают прийти еще раз, чтобы познакомить детей с другими рыбками.

Занятие закончено. Опорные сигналы вместе с изображением рыбки размещаются на доске, чтобы дети в свободное время могли еще раз ознакомится и показать друг другу, что есть у рыбок. Рыбная чешуя размещается в уголке природы для свободного рассматривания.

Предлагаю вам опорные сигналы по теме " Птицы"

Опорные сигналы по теме " Звери"

Вот такая информация. Буду рада, если вам это пригодится! Из опыта - уже 15 лет так провожу занятия, знания по экологии у детей отличные!

Публикации по теме:

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Учимся считать
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
«Рыбка, а мы про тебя все знаем!» Авторская методика проведения занятий по формированию обобщающих понятий о классах животных
Опубликовано: 6 августа 2013 в 18:45
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...