«Самовар кипит — уходить не велит». Конспект интегрированного занятия

ирина холоднякова
«Самовар кипит — уходить не велит». Конспект интегрированного занятия

"Самовар кипит - уходить не велит"

Цель: Обобщить и систематизировать детей о чае, его происхождении, истории его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление и воображение. Развивать связную речь.

Активизация словаря. Чайный куст, легенда, император, сорт, фасон, ситечко, щипцы, китайский, русский, тульский, жаровой,

Материал: Китайский и русский национальные костюмы. Ларец, две железные баночки с черным и зеленым чаем, политическая карта мира, зеленые листочки на липучках. Блюдце, чашка с крышкой, трубочка для коктейля. конверт с разрезной картинкой – на каждого ребенка. Жаровые и электрические самовары из музея ДОУ. Шишки, щепки, веточки, угольки. Чайная посуда, атрибуты для чаепития, угощенье.

Предварительная работа. Познавательные занятия "Не попить ли нам чайку?", "Путешествие в прошлое самовара". Дидактические игры "Сложи картинку", "Угадай на вкус". Заучивание стихов о самоваре, пословиц, поговорок и потешек о чае и самоваре. Инсценирование легенды о китайском императоре. Аппликация "Чайная пауза", рисование "Тульский самовар". Рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева "Купчиха за чаем", К. Коровина "За чайным столом", С. Виноградова "Обед работников".

Последующая работа. Знакомство с некоторыми национальными традициями употребления чая. Сюжетно-ролевые игры "Путешествие по Китаю", "Самоварная фабрика". Ручной труд: изготовление элементов китайских, японских костюмов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Праздник русского самовара.

Работа с родителями. Привлечение родителей к пополнению выставки "Русский самовар", изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Консультация "Секреты чайного стола". Изготовление папки-передвижки "За-бытые рецепты".

Конкурс "Самый необычный самовар" (изготовление детьми и родителями самоваров из различных материалов).

Ход занятия

Звучит аудиозапись китайской музыки. Входит посол (взрослый) в китайской национальной одежде.

Воспитатель. Ребята, нам с вами пришло какое-то странное письмо. Оно написано непонятными знаками (показать письмо детям). Я не могу его прочесть

Кто же нам поможет?

Стук в дверь. Под музыку входит гость.

Посол. Здравствуйте,ребята! Вижу, вы получили мое письмо. Я приехал из далекой страны – Китая, и привез вам подарок.

Демонстрирует ларец и спрашивает, что в нем может быть. Дети высказывают свои предположения. Посол достает из ларца две железные баночки, открывает их. Предлагает детям сесть за столы и рассмотреть то, что находится в баночках. Дети рассматривают и приходят к выводу, что в них чай - черный и зеленый.

Посол. Правильно. Я привез вам в подарок чай. Как вы думаете, в каких странах растут чайные кусты?

Дети. В Китае, Индии, Японии, Турции.

Воспитатель. Давайте покажем на карте эти страны. (Дети прикрепляют на карту зеленые листочки.)

Посол. Правильно. Знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты?

Дети. Да, они растут у нас, в Краснодарском крае. (Показывают на карте.)

Воспитатель. Спасибо тебе, дорогой посол, за подарок. А почему ты приехал именно к нам?

Посол. Потому что мне, послу из Китая, родины чая, стало известно, что ваши дети - знатоки чая и чайных традиций. Это правда?

Дети. Правда.

Посол. Вот я и хотел сам в этом убедиться, чтобы рассказать о вас у себя на родине. А знаете ли вы старинную китайскую легенду о происхождение чая?

Ребенок. Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипяченую воду. Внезапный порыв ветра занес в котел несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился ее необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.

Воспитатель. Все ли в давние времена могли выпить чаю?

Дети. Нет, только богатые и знатные, так как чай был очень дорогим. И сначала его даже считали лекарством.

Воспитатель. Какие сорта чая вы знаете?

Дети. Чай бывает черный, зеленый, желтый, красный и даже белый.

Посол. Я привез вам в подарок чай двух сортов. Вы угадали, что это был черный и

зеленый чай. А теперь попробуйте угадать на вкус, какой чай у вас в чашках.

Посол предлагает детям угадать, какой чай (черный или зеленый) в закрытых чашках, попробовав напиток через трубочку.

Воспитатель. Уважаемый посол, дети рассказали тебе о том, что чай был доступен только богатым и знатным людям. Постепенно чай распространился по всему миру, но сначала не все умели его правильно готовить и поэтому случались разные смешные истории.

1-й ребенок. Английский моряк привез подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

2-й ребенок. Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварив его, заправил перцем, луком и петрушкой.

Посол. Слышал я, что у вас в России тоже любят чай пить и даже придумали специальный прибор для кипячения воды. Да вот забыл, как он называется.

Ребенок. В России любят пить чай из самовара. (Дети вместе с послом подходят • выставке самоваров.)

Посол. А почему он так называется?

Дети. Самовар сам варит, то есть кипятит воду.

Воспитатель. Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары.

Дети. В Туле.

Воспитатель. А какие бывают самовары? .

Дети. Жаровые и электрические.

Воспитатель. Покажите гостю жаровой Как вы его узнали? ,

Дети. У него есть труба для топки.

Воспитатель. Принесите то, чем топили самовары.

Дети приносят шишки, ветки, щепки, Набивают жаровую трубу.

А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время?

Дети. Из электрических. (Показывают электрические самовары.)

Воспитатель. Самовары на Руси славились разнообразием форм (фасонов). Если вы соберете разрезные картинки, то покажите гостю некоторые из них.

Дети садятся за столы, выполняют за столы, выполняют задание, показывают картинки послу

Воспитатель. Самовар - символ уюта и семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителя к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делали мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любимы не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных международных выставках.

Посол. Вы так интересно рассказали про самовар, что мне захотелось попробовать чай из самовара.

Воспитатель. Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. Выбирайте предметы, которые нам понадобятся для чаепития, накрывайте на стол.

Дети отбирают нужные предметы, объясняют значение каждого из них. Когда чайный стол накрыт, звучит аудиозапись русской народной мелодии, входит девушка в русском народном костюме с самоваром в руках.

Дети с воспитателем заваривают чай, рассказывая о правилах заваривания и традициях русского чаепития (пили чай в больших количествах, на свежем воздухе; напившись чаю, переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце и т. п.).

Пока чай заваривается, девушка предлагает посмотреть танец

«Самовар».

Дети (хором).

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя, быть может, жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь.

Самовар (ребенок).

Что вы, что вы!

Как не стыдно!

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас

Рас-ки-пя-чусь!

Все во мне уже клокочет,

Все кипит.

Кто чаю хочет?

Дети (хором).

Наливай, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

Тихо звучит аудиозапись русской народной мелодии, дети, посол и воспитатель садятся пить чай, вспоминая пословицы, поговорки о чае и самоваре.

Выпьешь чайку - забудешь тоску.

Самовар кипит - уходить не велит.

Чай пьешь - до ста лет проживешь.

За чаем не скучаем.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Печка - матушка, а самовар - батюшка.

Публикации по теме:

Фольклорное занятие на тему «Русский самовар и чаепитие!» (средняя группа). Цель: 1. Обобщить знания детей о народных традициях. 2. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину. 3. Развивать умение.

Живая душа русского чаепития — самовары!Живая душа русского чаепития — самовары! КОНСПЕКТ занятия в подготовительной группе по возрождению народной традиции «СТАРЫЙ МЕДНЫЙ САМОВАР» Традиции чаепития «Старый медный самовар».

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
«Самовар кипит — уходить не велит». Конспект интегрированного занятия
Опубликовано: 4 марта 2013 в 20:58
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...