Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Самовар кипит, за стол гостей созвать велит»

Ольга Щетинина
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Самовар кипит, за стол гостей созвать велит»

Цель: Познакомить с историей происхождения чая и традициями употребления его в России, с разновидностями чая, секретами его заваривания, учить определять вкусовые качества чая, воспитать культуру чаепития, поведения за столом, активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развить логическое мышление и воображение. Развивать связную речь.

Материал и оборудование: волшебная палочка, разновидности зелёного и чёрного чая с травянистыми добавками, баночки для чая, трубочки, самовар электрический, атрибуты для чаепития, запись на кассете с русской народной мелодией.

Активизация словаря: чайный куст, сорт, китайский, русский, император, набивать, легенда.

Ход занятия:

Игра «Волшебная палочка»

-Дети посмотрите в окошко

-Какое сегодня утро? (палочка по кругу).

-Давайте скажем комплименты утру (ласковое, доброе, осеннее, радостное, весёлое, тихое или ветреное, пасмурное или ясное, туманное, морозное, тёплое).

-Утро всем нам радо и приветствует нас. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обнимитесь. Я тоже вас приветствую и посылаю вам свою улыбку. А теперь вы повернитесь, пожалуйста, к гостям поприветствуйте их и подарите им свою улыбку (дети сдувают с руки улыбку).

-А, что делают люди по утрам?

• Идут на работу

• Идут в детский сад

• Делают гимнастику

• Завтракают

• Пьют чай

Молодцы, вот об этом удивительном напитке, чае, мы с вами и будем беседовать.

Если вы замёрзли - чай согреет вас,

Если вам жарко – он вас освежит,

Если вы расстроены – он вас подбодрит.

Если вы возбужденны – он успокоит вас.

-Видите ребята, как важно пить чай, и как важен он для человека.

- А сейчас я вас всех хочу пригласить на выставку чая. Проходите.

Беседа на выставке чая.

- Сегодня мы на выставке чая.

- Как вы думаете, что такое чай? (ЧАЙ- это напиток).

-А из чего заваривают чай? (из листьев чайного дерева, это вечнозеленое растение, высушенные и обработанные листья которого при заваривании дают ароматный тонизирующий напиток).

-Ребята, а вы знали, что чайные деревья достигают в высоту до 15 метров. Представляете это почти в высоту нашего детского сада.

-А как вы думаете, как же собирали, с такого высокого дерева чайные листочки.

-Оказывается, так как чайные деревья были очень высокими, и люди не могли добраться до верхних листьев, для их сбора дрессировали обезьян.

Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины. Одним движением надо захватить два листа и одну почку. При этом в корзине не должен оказаться третий лист - тогда снизится качество всего сбора.

-А хотите узнать, откуда пришла традиция пить чай?

-Я сейчас вам расскажу старинную маленькую легенду. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император путешествовал по стране. Устав от долгой поездки, он прилёг отдохнуть в лесу возле чайного куста. Приказал он своим слугам вскипятить воду. Внезапно подул сильный ветер, несколько листьев с куста попало в котёл. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Сначала чай делали только в Китае и всё это держали в большом секрете. И только через много лет состоялось первое чаепитие в России. Когда попробовали этот напиток, сказали: «Питьё доброе, вкусное».

- Со временем чай стали выращивать и обрабатывать во многих других странах таких, как: Китай, Индия, Япония, Турция.

Исследования

-Ребята мы ведь с вами пришли на выставку чая. Смотрите что, тут у нас такое, в баночках

-Правильно это чай. А посмотрите чай не одинаковый, он разный.

-Давайте с вами определим по цвету: чёрный, зелёный, красный, жёлтый.

- Определим по запаху: с травяными добавками, без, с лимоном.

- Определим по вкусу: горький, сладкий, кислый (через трубочку).

-А теперь ребята давайте попробуем определить запах чая с завязанными глазами. Молодцы!

Не все люди умели правильно заваривать чай случались смешные истории.

-Один английский моряк привёз в подарок матери чай. Она решила угостить соседей заморским блюдом. Сварила в кастрюльке чай, потом слила горькую тёмно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом и угостила гостей.

-Однажды русский барин поручил своему слуге приготовить чай. Он сварил его, заправил перцем, луком, петрушкой.

Физкультминутка.

-Ребята давайте покажем, как собирают чай, по два листочка и почка, но не в коем случае три. Давайте, разложим на ткань, для сушки. Ветерок обдувает листочки. А теперь, соберём высушенные листочки в корзину. Давайте измельчим листья. И разложим по коробочкам. Запакуем коробочки. Вот чай готов! (дети имитируют движения сбора чая, ветра, сбор листьев, измельчение, раскладывание по коробочкам).

-Молодцы ребята!

Как же попал чай в Россию?

- А как же попал чай в Россию?

Впервые в Россию чай был завезён более 300 лет назад. А было это так. Русский посол боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя. Хан хорошо принял посла и, в свою очередь, передал для русского царя богатые дары, среди которых были аккуратные свёртки с непонятной травой.

-А что это такое? – с обидой спросил посол.

-Мой самый дорогой подарок русскому царю, - ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Василий Старков пробовал этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Старков хотел его выбросить, но вспомнил слова хана о «дорогом подарке». Так среди прочих даров и попал чай в Москву. Царь, отведав неведомое питьё, вытер рукавом густую бороду и молви: «Ещё!».

-Ребята, а в чём заваривали чай?

- Двести лет тому назад изобрели первый самовар. По всей стране распространялись самовары.

-Смотрите, и на нашей выставке чая тоже имеется самовар. Существует традиция, что чай подавали за столом, уставленным сладостями. Это были сухари, крендели и баранки.

-Я хочу пригласить вас за стол и попить чаю. Сейчас мы с вами будем пит чёрный чай потому, что он самый полезный для человека и, выпив его он чувствует себя бодрее.

Дети пьют чай.

-Ребята, как вы чувствуете себя после приёма чая?

-Взбодрились? ДА!

- Что нового вы сегодня узнали?

-Вам понравилось занятие?

-Все сегодня молодцы, всем спасибо!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России».Дидактическое пособие по воспитанию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Все мы жители России». Цель:формировать у детей толерантное отношение к окружающему миру; знакомить с традициями и обычаями народов России,с особенностями национального.

План тематического дня «Путешествие в мир животных» День «Путешествие в мир животных» (подготовительная группа компенсирующей направленности) Бикетова Н. В., воспитатель Кириллова Л. Л. воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Самовар кипит, за стол гостей созвать велит»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 09:59
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...