Получи документы

Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями

Кристина Никитина
Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями

Аннотация: в статье затрагивается проблема неблагополучных семей. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время появляется все больше неблагополучных семей. Особое внимание уделено эффективной форме работы с неблагополучными семьями, которой является семейный клуб «Родительская беседка».

Публикация «Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями» размещена в разделах

Ключевые слова: «Семейный Кодекс», семья, социальная проблема, неблагополучная семья, типы неблагополучных семей, статистические данные, направления, семейный клуб, цели.

В «Семейном Кодексе» Российской Федерации говориться о том, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [1, с. 18].

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно, ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает, и обратная сторона медали Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Среди острых социальных проблем одной из актуальных в современных условиях является проблема неблагополучной семьи.

Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения. Л. Я. Олиференко определяет этот термин как «семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие [4, с. 9]. В. М. Целуйко считает, что неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются “трудные” дети [2, с. 11]. Рассмотрим понятие о термине Т. И. Шульги, что неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху [3, с. 6].

Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи :

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию.

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции

В результате исследования литературы можно сделать вывод, что неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка.

Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства. Количество неблагополучных семей в Якутии за год увеличилось с 2,4 тысячи семей до 4,2 тысячи, в них растут более 9,3 тысячи детей.

Увеличение числа неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиантного поведения среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой проблемы. Работа с проблемной семьей - одно из приоритетных направлений в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

Рассмотрим на примере опыта работы с неблагополучной семьей более подробно.

Первым направлением в нашей работе с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия, благодаря которой составляется своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи.

Проводится систематическое целенаправленное наблюдение семьи, которое позволяет педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Нами также проводятся индивидуальные беседы и консультации, помогающие педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

На наш взгляд более эффективной формой работы является семейный клуб. Семейный клуб «Родительская беседка» - это постоянное детско-родительское объединение на базе ГБУ РС (Я) Ленского социально-реабилитационного центра несовершеннолетних, организованное в форме совместной деятельности для решения практических задач воспитания.

Основными целями работы семейного клуба являются :

- объединение усилий педагогов и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

- оказание педагогической помощи родителям;

- повышение педагогической компетенции родителей;

- укрепление детско - родительских отношений;

- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Участниками клуба являются родители, дети, педагоги и специалисты центра, которые руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование).

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

- круглый стол;

- тренинг;

- семинар – практикум;

- решение педагогических ситуаций;

- обмен опытом семейного воспитания;

- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении:

- организация совместной деятельности детей и родителей.

Работа в «Родительской беседке» организовывается, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой участников, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Как показывает, проведенный опыт можно добиться успеха в работе с неблагополучными семьями, если стремится к доверительным контактам с родителями, пробуждать в них материнские и отцовские чувства.

Список литературы:

1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье :

2. Гладкова Ю. А. Детско-родительский клуб/ Ю. А. Гладкова, Н. М. Баринова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №1. - 66 с.

3. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей /В. М. Целуйко. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006. -271 с. : ил. -(Психология для всех) Ренёва Е. Н.

4. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи[Текст] / Е. Н. Ренёва, С. С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 3 (март). – 81–85 с.

5. Шульга, Т. И. Ш95 Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М. : Дрофа, 2005. - 254, |2| с. : ил.

6. Шульга Т. И., Олифиренко. Л. Я., Методика работы с неблагополучной семьей : из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М. ,1999.24С.

Публикации по теме:

Мастер-класс как современная форма организации работы с родителями «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» А. Грин Воспитательно-образовательная работа.

План работы с неблагополучными семьями № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственный 1 Беседа «Права и объязанности родителей» /извлечение из «Семейного кодекса Российской.

План работы с неблагополучными семьями. План работы с неблагополучными семьями. Подготовительная группа «Теремок» Сентябрь Посещение семьи в целях профилактики. Памятка для родителей:.

План работы с неблагополучными семьями в ДОУ (первая младшая группа) Цель: Профилактика нарушений прав ребенка в семье, создание условий для объединения усилий семьи и ДОУ по охране прав детства. Содержание.

План взаимодействия с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» на 2016–2017 г. Сроки Содержание работы Ответственный воспитатель Сентябрь Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду Консультация по безопасности.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Родительское собрание как форма организации работы с родителями Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления.

Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения. Кузнецова Разия Харисовна Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45 Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей.

Сообщение из опыта работы «Семейный экологический проект, как форма взаимодействия с родителями» Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейный клуб как форма организации работы с неблагополучными семьями
Опубликовано: 15 мая 2017 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД