Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр. Опыт работы

Надежда Волкова
Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр. Опыт работы

Наблюдения и анализ обучения выпускников детского сада показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр, Опыт работы» размещена в разделах

Именно по этой причине я выбрала свою методическую тему: «Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр».

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета («хроматические» - красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические – белый, серый, черный) выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, величины - метрическая система мер (любая произвольная единица) .

Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

Дидактическая игра- как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Выбирая эту тему, я осознавала, что на основе дидактических игр усвоение форм, цветов, величин будет эффективнее, и интереснее для детей.

Поставила перед собой цель:

*используя дидактические игры, повысить уровень сенсорного развития детей.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что сензитивным периодом формирования сенсорной основы будущих способностей и фундамента сенсорной культуры человека является раннее и дошкольное детство.

Я работаю в младшей возрастной группе, у меня два возраста. В моей группе созданы все условия для сенсорного развития детей. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. На втором и третьем году жизни задачи существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Таким образом, знакомлю детей со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой пока исключаю, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Дети третьего- четвертого года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучаю малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваюсь того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужны для них при выполнении самых различных действий.

После отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был разработан перспективный план для сенсорного развития.

В своей работе провожу диагностику для выявления уровня сенсорного развития детей по методике Е. И. Дреминой (кандидата психологических наук, доцента МГПИ им. Н. К. Крупской). Результаты диагностики показывают, что не все дети владеют сенсорными эталонами. На протяжении всей работы большое внимание уделяю детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Постепенно дети становились активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года провожу итоговую диагностику. Результаты успешны: дети с низким уровнем развития поднимаются до среднего, а кто- то – сразу на высший.

Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми поставила перед собой задачи:

*Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

*Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);

*Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;

*Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

*Повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Творческая работа требует от меня проявления фантазии, воображения, способности решить эти задачи. Мною изготовлены разнообразные развивающие дидактические игры, разработаны конспекты занятий.

Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал:

- деревянные и пластмассовые кубики, картинки, цветной картон, крышки

от пластмассовых бутылок, старые фломастеры и так далее.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ жизни. Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Для правильного восприятия цвета и правильного познания были изготовлены следующие игры: «собери бусы, собери капельки на тарелочки, подбери пару, разноцветные поляны, какие шарики улетели, собери лепестки, рыбки, орешки для белочки и т. д.

Все эти игры даются в форме какого - либо сюжета (случилась беда, нужно помощь кому- либо и т. п.). Для детей первой младшей группы использую метод «подсказки», так как некоторые дети еще плохо разговаривают. Я сама предлагаю найти тот или иной цвет, или когда ребенок называет все цвета одним словом, - и это дает результат. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, форму, размер предметов в групповой комнате, на прогулке. В играх встречаются оранжевые, коричневые, фиолетовые оттенки и др., то и эти цвета некоторые дети уже хорошо знают.

Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Восприятие и выделение формы также не происходит само собой. И одним из наиболее эффективных способов такого обучения являются дидактические игры. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает рациональные приемы обследования формы глазами и руками. Предлагаемые игры направлены на ознакомление детей, прежде всего, с формой окружающих предметов, и освоение геометрических фигур.

Я думаю, что развивающие игры окажутся хорошим средством в развитии знаний о форме. С этой целью были изготовлены дидактические игры, как: «зонтики, посади на свою скамеечку, почтовый ящик, на что похожа эта фигура, сапоги, почини одеяло, разноцветные фигуры, спрячь киску, заплатки и др.

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. В педагогической практике знакомство с качествами величины осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов таких, как конструирование, рисование, физкультура. В дополнении к этим занятиям я использую игры, направленные на развитие четкого восприятия величины и ее признаков. В большинстве игр используются народные игрушки (пирамидки, матрешки). Уметь различать величину предметов и называть правильно были изготовлены игры: «шарфики, сверни ленту, разноцветные полоски, найди маленьким рыбкам маму, величина, кто где спит, ящик ощущений, оденем куклу и т. д. Также игры учат правильно определить промежуточный предмет и называть его.

Также провожу не только дидактические игры, но и словесные (на прогулках, режимных моментах и т. д.).

Для формирования представлений о цвете, форме, величине использую следующие формы работы с детьми :

- индивидуальная, - групповая, - подгруппами;

А также методы:

- показ, - игра, - метод проб и ошибок, - сравнения, - помощь со стороны взрослого, - помощь со стороны детей.

В целом можно сказать, что все эти дидактические игры- комплексные, то есть при проведении игр на цвет можно повторить и форму, и величину и т. д.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку, чем родители. Только от родителей зависит, внесет ли игра радость для ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у малыша светлое детство – это его жизнь. При проведении диагностики у детей, родителям сообщаются результаты, проводятся консультации, беседы. Были оформлены наглядные пособия: «Развивающие игры для малышей», «Будем играть» и т. д.

В своей деятельности руководствуюсь такими принципами:

Принцип дифференцированного подхода (я помню о том, что ребенок – это уникальная личность. Стараюсь ценить индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков, вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками).

Принцип сотрудничества. (Даю понять ребенку,что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким - либо заданием, я предлагаю: «Давай я помогу, давай попробуем вместе и т. д.).

Принцип психологического комфорта каждого ребенка. (Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь их инициативой и мельчайшей самостоятельностью - это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях. Важно поддерживать его не только действием, но и словами: «Какой ты молодец, я знаю, ты сможешь и т. п.).

Принцип вариативности (Работа вне занятий или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами, например: по ознакомлению со цветом это «Постройка башни из кубиков, спрячь мышку, найди пару и т. п»

В решении воспитательно-образовательного процесса мне лучше всего удается заинтересовать детей, привлечь их внимание к той или иной деятельности, находить общий язык, руководствуясь принципом: «Не рядом, не над, а вместе».

Таким образом, для того, что бы научить детей мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, то есть различать размер, форму, цвет. Умение правильно различать приобретается детьми через развивающие игры.

*Безусловным преимуществом моего подхода к сенсорному воспитанию детей является оригинальность дидактического материала, в большинстве своем имеющем структуру абсолютного контроля. Это позволяет ребенку самостоятельно не только работать с материалом, но самому видеть ошибки и неточности в выполнении упражнений и пытаться их исправить.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

*Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.

*Конечно рано говорить о конкретных результатах проводимой работы, поскольку я нахожусь лишь в начале избранного пути. Однако, мне кажется, что развивающие игры должны занять весомое место в жизни детей, поскольку избавляют педагогов и родителей от множества тяжелых затруднений и напрасно затраченного времени при обучении детей, значительно повышая уровень их общего умственного развития.

Любая работа не может быть без трудностей. Без преодоления трудностей, считаю, что много нельзя добиться. Но я не унываю, шаг за шагом преодолеваю ступени трудностей и иду к вершине своей цели: на основе дидактических игр повышаю уровень сенсорного развития детей.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Тренажер для сенсорного развитияТренажер для сенсорного развития сенсорное развитие составляет фундамент для умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей на основе дидактических игр. Опыт работы
Опубликовано: 27 марта 2013 в 03:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД