МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей

Елена Ткаченко
Сенсорное развитие детей

Статья

«Сенсорное развитие детей»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувствительного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения, тем шире и многогранное будет получение человеком сведения об окружающем мире.

Публикация «Сенсорное развитие детей» размещена в разделах

Безусловно сенсорное воспитание играет большую роль для всестороннего развития ребенка. Благодаря чувствам, ощущениям и восприятию ребенок познает мир во всем его многообразии. Он учится различать цвета, звуки, формы и величины предметов, ориентироваться во времени. А также развивается умение различать свойства предметов и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного внимания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природными материалами) направлены на различие цвета, величины, формы, на ознакомление детей со свойствами и качествами предметов все это происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию представлений. Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Усваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Так, в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и оттенки, в конструктивной — упражнения в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности; при выполнении движений под музыку различает темп, ритм, характер музыки. Через чувственное восприятие ребенок усваивает понятия «твердый» и «мягкий». Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг, педагог организует наблюдение.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.

Например, игра с песком и водой.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромную роль в процессе умственного воспитания ребёнка. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Таким образом, можно сделать вывод: роль дидактических игр в сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор. Способствует формированию личности.

Список литературы

1. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика. - М. : 1986г. - 415.

2. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. - М. : Просвещение — 1989г.

3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. ; 1981.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Филиал № 2 МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Выступление на общем.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Сенсорное развитие – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных.

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Человек, появившийся на свет, имеет сформированные органы чувственного восприятия, но не имеет навыков их использования. Система,.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Сенсорное развитие детей младшего возраста Сенсорное развитие детей младшего возраста Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Педагогический проект: «Создание развивающей предметно – пространственной среды как средства сенсорного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста. Работая на группе с детьми раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит.

Презентация «Сенсорное доматематическое развитие детей раннего возраста» В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей
Опубликовано: 23 мая 2018 в 20:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД