Папки-передвижки

«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста

Светлана Пирогова
«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста

Цели: расширить знания воспитанников о малой Родине, познакомить с литературным наследием поэтов и музыкантов Югры.

Задачи:

Доставить радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои творческие способности.

Продолжать формировать певческий голос, чувство ритма, развивать навыки выразительного движения.

В исполнительской деятельности чувствовать различные эмоциональные состояния и передавать различные переживания, настроения.

Воспитывать любовь к Родине, теплые и дружеское отношение к народам других национальностей.

Публикация «„Северные посиделки“, Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста» размещена в разделах

Материал: Карта ХМАО (слайд); ягоды клюквы; туесок с бисером; хантыйские костюмы; атрибуты к играм и танцам, мультимедийная презентация, выставка рисунков «Северный вернисаж».

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Словарная работа: закрепление и активизация в речи слов: северное сияние, чум, туесок, бисер, оленеводы, стойбища.

Индивидуальная работа: активизировать внимание Леры, Алины, Жени.

Жестикулируя помочь затрудняющимся детям в исполнении танцев «Северное сияние», «Хантыйский»

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

Приемы: беседа, слушание, игра, танец, песня, стихотворение, пословицы, загадки.

Предварительная работа: разучивание песен, стихов, танцев, пословиц, поговорок, отгадывание загадок. Знакомство с малой Родиной ХМАО и городом Советский, с бытом народов ханты и манси, их играми, чтение сказок, экскурсия в музей, рисование на тему, знакомство с национальными играми Югры.

Работа с родителями: разучивание стихов, подготовка костюмов и оформления к празднику, привлечение на экскурсию в музей, к участию в празднике, играх, консультация «Музыкальные инструменты народов ханты и манси», «Знаменитые люди Югры».

1. Организационный момент. Слайд №1

Под звучание песни «Югра» дети входят в музыкальный зал, где их встречает Ведущая (воспитатель) с двумя девочками в хантыйских костюмах, и садятся на лавочки.

2. Введение в тему.

ВЕДУЩАЯ.

Добро пожаловать, гости дорогие! Мы очень рады видеть вас, ребята, на наших Северных посиделках в этом уютном зале.

1 девочка.

Словно люльку, дверь тяжелую качни –

С другом к нам на посиделки приходи!

2 девочка.

Соберемся у хантыйского огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя.

1 девочка.

Если человек – гость издалека

Ты ему скажи – вот моя рука!

Усади за стол с лучшею едой,

Одари его нежной теплотой,

2 девочка.

Сердцем щедрым, словно огоньком,

Чтобы стал родным и ему твой дом.

ВЕДУЩАЯ. Познакомьтесь ребята: сегодня к нам в гости из стойбища приехали девочки Мисне и Акань. Давайте поздороваемся с ними по хантыйски: вуся ода! По мансийски: пася!

Ребята, как называется край, в котором мы живем? (ответы детей). Правильно, ХМАО – Югра – наша малая Родина. А какие народы издревле живут в ХМАО? (ханты и манси)

Слайд №2

Правильно, наряду с большими городами и малыми селениями в ХМАО – Югре есть совсем небольшие селения – стойбища, где живут в домах – чумах кочевники – оленеводы (ханты и манси). Девочки, расскажите нам, а кто такие ханты?

Акань.

Всех людей мы называем ханты,

Ханты – русский, ненец и узбек

Потому, что это слово «ханты»

В переводе значит «человек».

Мисне.

Это очень дорогое слово,

Ты его не выпускай из рук,

Не разбей по ветру бестолково,

На него откликнется твой друг.

Акань.

Это слово северным сияньем –

Пусть пылает в заполярной мгле,

Помни наше мудрое названье:

Ханты – все народы на земле!

Слайд №3

Девочки исполняют Хантыйский танец.

ВЕДУЩАЯ.

Какой красивый танец, спасибо вам за доставленное удовольствие. Ребята, расскажите девочкам, что вы знаете о народах ханты и манси, чем они занимались?

Слайды№ 4 – 7

( дети: оленеводством, рукоделием – выделкой шкур животных, шитьем одежды и обуви, охотой, рыболовством и др.). А знаете ли вы пословицы и поговорки народов ханты м и манси? Девочки начинают, а вы продолжаете.

Акань и Мисне (по очереди)

Хозяином будешь….свой край полюбишь, родным домом назовешь

Рыбак рыбака…. видит издалека

Добрыми мыслями живешь….будто воду пьешь

Будь рыболовом с головой…а охотником с душой

От хорошего хозяина…собака не убежит

Рыба в реке… еще не в руке

Рыба мелка… да уха сладка.

На лице улыбка…Если ловится рыбка.

ВЕДУЩАЯ. Скажите нам, а какая рыба водится в наших северных реках? (дети отвечают, родители дополняют)

Слайды № 8,9

А вы, ребята, хотите порыбачить? (дети - да)

Конкурс «Рыбалка»

(дети делятся на две команды – одна встает за Мисне, другая за Акань. Напротив каждой команды в обруче «лунке» лежат рыбки, рядом удочка. По сигналу дети по одному на снегоступах бегут к своей лунке, ловят рыбу, снимают ее с крючка – магнита и кладут в ведерко, возвращаются обратно, передают удочку следующему игроку). Предложить родителям участвовать в игре.

ВЕДУЩАЯ. Молодцы, вы были очень ловкими рыбаками, а сейчас наши отгадайте северные загадки :

Мисне и Акань (по очереди)

Не вода, не суша, на лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь. (слайд - болото)

В воде играет,

На земле умирает? (слайд - рыба)

Под водой сидит колдунья

У нее сто глаз. (слайд - сеть)

Рукой махнул – дерево погнул. (слайд - ветер)

Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет,

От рогов густая тень,

То красивый зверь…. (слайд - олень)

ВЕДУЩАЯ. Акань и Мисне, поиграйте с ребятами в национальные игры народов Севера!

Слайд №10

Эстафета «Ловим оленя»

(по команде первый игрок команды бежит к противоположной стене зала, берет из обруча кольцо и набрасывает его на рога) чья команда больше.

Эстафета «Оленьи упряжки»

(дети встают парами, друг за другом, берутся за руки, по команде пара добегает до фишки, обегает ее и возвращается, передавай эстафету следующему) предложить родителям участвовать в игре.

ВЕДУЩАЯ. Спасибо вам, девочки, оставайтесь на нашем празднике. А мы с ребятами расскажем вам о современной Югре. Ребята, какие народы живут в современной Югре? ( дети: русские, татары, башкиры, азербайджанцы, армяне, украинцы, белорусы и др.).

Слайд №11

Многие из них приехали покорять Север : заготавливать лес, пушнину, добывать газ и нефть, строить дома, благоустраивать северные поселки, работать в больницах, детских садах и школах. Северяне – так называют людей, связавших свою жизнь с нашим северным краем. Это наши родители, знакомые, соседи, это и мы с вами ребята! Есть среди них и знаменитые северяне.

Ребенок.

Здравствуй север мой холодный,

Реки, сосны и поля,

Человек земли свободной,

Я пришел открыть тебя,

Солнце свети над тобою,

Комары гудят в лесу,

Связан я с тобой судьбою

В сердце я тебя несу (Н. Белов)

ВЕДУЩАЯ. Вы уже знаете имена знаменитых людей труда, первопроходцев, тех, кто стоял у истоков нефтяной и газодобывающей промышленности. О них эти стихи.

Слайд №12

Дети:

Тюменский край позвал на подвиг смелых.

Они пришли, и, не жалея сил,

Из - под земли от этих рук умелых

Здесь ни один тугой фонтан забил.

В тайге и тундре вышки встали

Пугая набегающих зверей,

Уходят вышки в северные дали

Как сказочный отряд богатырей.

ВЕДУЩАЯ. На трудных жизненных дорогах северяне не растеряли главных достоинств человека – доброты душевной, чуткости ко всему живому, внимательного, сердечного отношения к малой – суровой, северной, но самой дорогой Родине. Поэты, художники, музыканты воспевают удивительный Север, его красоту в своих стихах, картинах, песнях. Послушайте стихотворение местного поэта Н. Бакалова, стихи которого легли в основу песен о нашем городе.

Ребенок.

Город наш - таежная столица,

Наш Советский - город молодой

В герб его не зря взлетела птица

Глухариной чуткой красотой,

Средь районных спутников – поселков

Он сияньем северным горит,

Счастье для живущих и потомков

Доброю рукою он творит.

ВЕДУЩАЯ. В столице нашего края Ханты - Мансийске живет еще один известный северянин - самодеятельный композитор В. Пшеничников.

Слайд №13,14

Я хочу предложить вам послушать одну из них на стихи хантыйского поэта А. Тарханова, о суровой красоте северного края.

Слайд №15 Дети исполняют песню

«Белый олень» сл. А. Тарханова, муз. В. Пшеничникова

Сердцу дорог край суровый,

По душе нам снежный день

Здесь живет в лесах кондовых

Белый редкостный олень.

Припев:

У него свои дорожки,

У него своя река.

Любит он цветы морошки,

Любит ягель и снега.

У неведомых селений

Он в ладонях вьюги рос.

В нартах белого оленя

Ездит Дедушка Мороз.

Мы оленю подарили

Ягельный сосновый край.

Нашу сказку, наши были

Ты, олень, не забывай.

ВЕДУЩАЯ. Всем в нашем крае известно имя мансийского поэта Ювана Шесталова.

Слайд №16

Послушайте одно из его стихотворений «Северное сияние»

Слайд №17

Ребенок :

Чудо - чудо чудеса, загорелись небеса

Ой, горит, пылает пламя над сверкающими льдами,

Ой, горит большой костер выше леса, выше гор,

Он горит, а снег не тает, он блестит, и не сгорает

Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.

Кто зажег огонь чудесный, золотой огонь небесный?

Не живет ли в вышине великан могучий?

Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?

Ничего за тучей нет, не пекут нам хлеба

Это свет, холодный свет северного неба.

Танец «Северное сияние» (слайд - северное сияние)

ВЕДУЩАЯ. Всем в нашем городе известны песни таких самодеятельных композиторов, как Светлана Николаева, Владимир Безносиков, Николай Николаев. Учитель музыки поселка Малиновский Советского района Николай Павлович Николаев говорил: «Пусть музыка любовью наполняет сердца…». Ученики называли его с уважением - «Наш маэстро», потому что он сочинял для ребят замечательные песни. Мы с вами тоже любим и знаем песни Николая Николаева. Назовите эти песни, ребята. (ответы детей : «Баба Яга», «Надевайте валенки!», «С горки кувырком», «Песенка о Лесеньке».

Сегодня в исполнении ребят вы услышите новую песню Н. Николаева.

О тебе поем мы песни

Они летят во все края

И всей земле теперь известна

Ханты - Мансийская земля.

Слайд №18

Звучит песня «Родина Моя» муз. Н. П. Николаева, слова З. Александровой (на экране слайд – шоу с видами северной природы)

Родник с водою чистою

Луга, поля, леса

Здесь все родное, близкое,

Здесь родина моя!

Припев: Родина моя, родина моя, родина!

От ветра низко клонится

Рябина у ворот

А в поле за околицей

Березок хоровод.

Бежит тропинка узкая

И вдаль зовет меня

Прекрасна наша русская

Любимая земля.

Слайд №19

ВЕДУЩАЯ. Время бежит очень быстро, наши посиделки подошли к концу. Надеюсь, они пришлись вам по душе. Любите и берегите нашу малую Родину. Может быть, кто то из вас, когда вырастет, тоже станет композитором, музыкантом, поэтом или художником, прославляющим наш край. И тогда мы будем читать ваши стихи, петь ваши песни, рассказывать о ваших трудовых подвигах и свершениях. К сожалению, Мисне и Акань пора возвращаться в свое стойбище. Мы были очень рады видеть вас, приезжайте к нам снова.

Мисне. Приезжайте и вы к нам в гости, будем ждать.

Акань. А захотите – останетесь, будем вместе на охоту ходить или рыбачить.

ВЕДУЩАЯ. Охота и рыбалка, это хорошо, только нашим ребятам пора к школе готовиться. И вам, наверно, тоже?

Мисне: Примите от нас в подарок этот туесок.

ВЕДУЩАЯ. Да в нем бисер, которым девочки расшивали свою одежду. Будем бисер на ниточку надевать – будем пальчики развивать, потом в школе красиво писать. Спасибо, хороший подарок!

Акань. А я хочу угостить вас очень полезным напитком из клюквы (подает кувшин)

Мисне. «До свиданья» - «Торум от Олен»(хант.)

Акань: «До свиданья» - «Номен ики» (манс.)

ВЕДУЩАЯ. Спасибо, приезжайте к нам еще в гости! До свиданья!

Девочки уходят.

3. Заключительная часть.

Слайд №20

ВЕДУЩАЯ. Ребята, вам понравились наши северные посиделки? Что понравилось больше всего? Молодцы, как много мы с вами сегодня узнали. А вам, дорогие мамы и папы, понравилось? Спасибо вам за внимание, аплодисменты и активное участие. Пора в группу, приглашаю всех угощаться клюквенным морсом.

Звучат хантыйские мелодии, дети и гости выходят из зала.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Посиделки у бабушки Меланьи»Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Посиделки у бабушки Меланьи» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» п. Тайцы ГМР Конспект сценария праздника «Посиделки у Бабушки Меланьи» Подготовила:.

Рисование для детей старшего дошкольного возраста «Северные олени» Рисование сюжетное для детей старшего дошкольного возраста «Северные олени». Программное содержание: 1. Продолжать учить детей передавать.

Сценарий мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Семьи «Посиделки с бабушками». Сценарий праздника, посвященного Дню семьи «Посиделки с бабушками» Цели: - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские посиделки» Цель: Приобщение детей к народным праздникам, традициям и обычаям, связанных с этими праздниками. Задачи: Формирование активной гражданской.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы защитники» Развлечение «Мы защитники» подготовительная группа «Семицветик» Цель: Формировать и расширять представления детей о русских защитниках.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Эх, Масленица»Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Эх, Масленица» ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания детей о празднике «Масленица», ее символами, традициями. 2. Знакомить с русскими народными играми; учить в.

Сценарий развлечения ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о празднования в России.

Сценарий развлечения «Осенняя сказка» для детей старшего дошкольного возраста. Действующие лица:Ведущая Осень (взрослые) Домовенок Прошка Лесовичок Хозяйка Пелагея Антошка Овощи Фрукт Грибы (дети) Ведущая:Как я рада,.

Сценарий развлечения «Русские посиделки» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста Сценарий развлечения «Русские посиделки» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста Идея: Россия – Родина моя, гордиться ею буду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Северные посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего (6–7 лет) дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2016 в 17:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД