Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Проект

Жанна Губарева
Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Проект

Методическая работа призвана решать задачи повышения профессиональной компетентности педагогов и развития творческого потенциала педагогического коллектива. Методическая работа эффективна, если она организована как целостная система и ее успех во многом зависит от заинтересованности и умения коллектива организовывать воспитательно-образовательный процесс.

В свете новых требований к профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений передо мной, как методистом встала задача помочь педагогам углубить различные аспекты их профессиональной подготовки. В связи с этим возникла необходимость провести исследование влияния системы методической работы нашего учреждения на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Цель проекта: выявление и проверка на практике эффективности системы методической работы, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Объект: профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения.

Предмет: система методической работы как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагогов.

Задачи проекта:

1. Конкретизировать сущность понятия «профессиональная компетентность педагога ДОУ», уточнить определение «методическая работа».

2. Оценить педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога.

3. Разработать и апробировать систему методической работы, способствующую развитию профессиональной компетентности педагогов.

4. Определить степень влияния системы методической работы на развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ.

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.

Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогла мне оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но и выявить профессиональные запросы и потребности, а, следовательно, на основе этого:

найти новые пути организации методической работы в ДОУ;

определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами;

создать такую образовательную, информационную среду, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого в отдельности и педагогического коллектива в целом.

Данные об уровне педагогического мастерства и квалификации воспитателей, сплоченности педагогического коллектива позволили мне выбрать те формы и методы работы с педагогами, которые в конечном итоге содействовали бы профессиональному становлению педагогов и созданию коллектива единомышленников. Мы организуем методическую работу с учетом жизненных и профессиональных установок, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитываем особенности мотивации воспитателей, т. е. отношение к своему профессиональному росту.

II этап – практическое осуществление методической работы.

Для оказания реальной и адресной методической помощи воспитателям строю методическую работу с целью выявления затруднений педагогов и проектирую действия по созданию режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога. Проблемно – ориентированный анализ методической работы позволил мне выявить проблемы отдельных педагогов, и всего педагогического коллектива в целом.

Ключевыми направлениями методической работы в 2010-2012гг. были:

организация индивидуально-дифференцированного подхода к педагогическим кадрам в системе методической работы;

оказание методической помощи по вопросам профессиональных проблем педагогов в их практической деятельности;

развитие и саморазвитие профессионального мастерства воспитателей.

Так как в нашем коллективе на 2010г. было 50 % молодых педагогов, то у нас сложилась своя система работы с молодыми специалистами, способствующая их профессиональному росту, освоению ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы. В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов профессионального становления.

В нашем учреждении функционирует, и хорошо себя зарекомендовала такая форма методической работы как "Педагогическая гостиная молодого воспитателя", целью которой является помощь начинающим специалистам в повышении их профессиональной компетентности. Встречи проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих воспитателей. К работе "Педагогической гостиной молодого воспитателя" привлекаются опытные, творческие педагоги. В рамках гостиной рассматриваются теоретические и практические вопросы. С целью познания работы, перенимания опыта коллег активно используются открытые показы с последующим обсуждением увиденного.

Для повышения эффективности методической работы с опытными педагогами и педагогами с установившимся стилем работы, придания ей личностно-ориентированного характера была разработана система совершенствования профессиональной компетентности данных педагогов.

Мы проводили «Семинары-практикумы» - на различные темы и в ходе проведения занятий предусматривали возможность обсуждения различных проблемных ситуаций, развертывания дискуссий. При организации «Деловых игр» - ставили целью повысить интерес у педагогов, вызвать высокую активность, совершенствовать умения в разрешении реальных педагогических проблем. «Творческие микрогруппы» создавали для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы и прочее. Организована работа «Школы передового опыта» для распространения опыта работы лучших педагогов детского сада среди молодых воспитателей и педагогов, не имеющих квалификационной категории, малоактивных педагогов. Разовой формой работы, с целью распространения опыта работы проводились «Мастер-классы». «Тренинги» преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей педагогов до формирования их устойчивого педагогического мышления. Тренинги позволяют анализировать работу коллег и осуществлять самоанализ. «Временные творческие коллективы» - организовывались для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекта занятия и др.

В учреждении целенаправленно ведется работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта. С целью оказания помощи педагогам в детском саду проводятся следующие мероприятия:

проведение круглого стола после изучения опыта;

просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

изучение новинок литературы по данному вопросу;

организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

проведение консультации;

в методическом кабинете постоянно действует выставка «Уголок аттестации».

Таким образом, созданная в учреждении система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.

Основным направлением III этапа работы над проектом стало проведение повторной педагогической диагностики, подведение итогов проекта и обобщение результатов работы.

Анализируя результаты методической работы в учреждении следует отметить, что:

разработанная педагогическая диагностика позволяет глубоко изучить профессиональные и личностные качества педагогов, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, а также элементы передового опыта;

психологический климат в учреждении является в целом благоприятным для педагогического творчества;

учреждении создана атмосфера сотрудничества среди членов педагогического коллектива;

методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс - обеспечено повышение профессиональной компетентности и квалификации сотрудников непосредственно в учреждении.

Список литературы:

1. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2006. - № 6(32). - С. 70-79.

2. Волобуева Л. М., Толкачева Г. Н. Новые подходы к подготовке педагогов дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 8. – с. 4-11.

3. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 10. – с. 5-15.

4. Казаркина Л. В. Педагогические объединения в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 9. – с. 16-28.

5. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 160 с. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).

6. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1(35). - С. 4-8.

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Проект
Опубликовано: 30 марта 2013 в 17:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...