МААМ-картинки

Система обучения дошкольников эрзянскому языку в соответствии с ФГОС

Светлана Лачина
Система обучения дошкольников эрзянскому языку в соответствии с ФГОС

В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа. Человек проявляет и познает себя в культуре. Несформированность знаний о культуре своего края и народов, проживающих рядом, обуславливает отсутствие у него поликультурной компетенции. Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является язык. Национальный язык является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность и гарантом существования нации. Поэтому активизация внимания общества к вопросам развития национальной культуры, сохранения культурно - исторического наследия.

Публикация «Система обучения дошкольников эрзянскому языку в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Для того, что бы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев.

Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуально для многонациональной России. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности.

Каждый народ имеет свои корни, свой язык. Язык - это культура, история, традиции, инструмент познания и живая связь поколений.

Традиции мордовского народа уже угасали, уходили в старину, что тревожит мордву. Всё-таки невнимание к родному языку ведёт к непредсказуемым последствиям. И никто в этом не виноват, кроме самих людей и их отношения к родному языку, к истории и традициям.

Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, всё больше людей предпочитают общаться на русском языке, а не на родном языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения.

Но в настоящее время большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, воспитанию культуры общения на мордовском языке.

В дошкольных учреждениях республики Мордовия практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане дополнительного образования.

И в нашем детском саду в рамках предоставления дополнительного образования создан кружок по обучению детей мордовскому языку и привитию культурного наследия. Я являюсь руководителем эрзянского кружка «Эрзяночка». Моё направление предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: знакомство с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; народным декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными играми; фольклором и произведениями писателей Мордовии; музыкой и музыкальным фольклором, композиторами Мордовии.

В течение 2-х лет ведётся работа в данном направлении, где главной целью является:

-обучение мордовскому (мокша) языку;

-познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

Для осуществления цели приобщения детей мордовскому языку добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, понимали речь в различных ситуациях, правильно выполняли мою просьбу, команды. Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек, загадок. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников.

Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребёнка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту. Колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость. Ещё не понимая их содержания, он прислушивается к их звучанию, улавливает их ритмичность и музыкальность. Для подросших детей произведения фольклора являются ценным материалом, содействующим их развитию речи, обогащению словаря, эти произведения становятся близкими и понятными им и легко заучиваются.

Развивая ребенка в этнокультурной сфере, делаю акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

С ранних лет внушаю ребенку, что любить мордовский язык — значит любить родину, родных, значит творить добро. Родной язык развивает ум и мышление детей.

В своей работе использую программу «Валдоня», программу и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ (автор А. И. Исайкина).

Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, на занятиях отвожу время на небольшие инсценировки сказок, например, «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок, сделанных самими же дошкольниками и их родителями. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Импровизированные игры помогают усваивать богатство языка, развивают память, воображение, способствуют умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается. Чтобы детям было легче запоминать слова и не пропал интерес к изучению мордовского языка использовала : игрушки, раздаточный материал, дидактические игры такие как: «Кто лишний?», «Кого не стало?», «Кто? Что?», «Кот и мыши», «Когда это бывает?», «Кто, что делает?» и ряд других игр.

Усвоению эрзянского языка способствует предметно-развивающая среда в группе, где представлены предметы народного быта, народно-прикладного искусства, оформлен дидактический материал по изучению эрзянского языка. Весь имеющийся практический материал дополнен теоретическим. Например: фотоальбомами «Саранск», «Моя Мордовия», «Народные костюмы». Родители принимают активное участие в оформлении мини-музея. Они находят предметы быта и мордовской старины. Все предметы старины используются для занятий и праздничных мероприятий.

Чтобы вызвать интерес к мордовскому языку, желание научиться понимать и говорить, занятия провожу в игровой форме.

Ни в какой другой деятельности дети не проявляют столько настойчивости и интереса, как в игре. Эту особенность я и использовала в работе. Как и дети других народов, наши дети любят поиграть, порезвиться. Особое внимание уделяю национальным подвижным играм.

Соблюдая принцип от простого к сложному, провожу комплексные занятия, включая обучение мордовскому языку на занятиях по развитию речи, художественно эстетическому развитию, физическому развитию.

Внимательно наблюдаю за развитием творческих способностей. К концу обучения дети рисуют узоры по мотивам вышивки, составляют узоры на геометрические фигуры, чередуя их по цвету, форме; лепят изделия из теста, расписывают гуашью.

Чтобы дети лучше усвоили мордовский язык, я стараюсь больше общаться на мордовском языке. Если что-то не поняли, я перевожу на русский язык. Усвоение детьми нового слова представляет лишь начальную ступень обучения. Закрепление использования слова в речи начинается только после того, как оно понято детьми. Словарная работа тесно связана с выработкой навыков правильного произношения.

Работу по обучению эрзянскому языку провожу в тесном контакте с родителями. Показываю им открытые занятия, развлечения на эрзянском языке, оформляю выставки о Мордовии, Саранске.

Проводя работу в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. Это залог будущей любви к своей Отчизне и своему народу.

Публикации по теме:

Реализация речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Содержание Введение….…. 2 Теоретическая часть …. 3 Практическая часть «Методические рекомендации.

Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии с ФГОС Модульные полифункциональные игры дошкольников в соответствии ФГОС У дошкольников ведущая деятельность это ига. Модульные полифункциональные.

Презентация к семинару-практикуму «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Разработала: Старший воспитатель Медведева Н. А..

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС. Проект «Вода» Тема итоговой работы: «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» Проект «Без воды ни туды и ни сюды».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Подготовила : Старший воспитатель МБДОУ д/с.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до» Аналитическая справка к семинару-практикуму: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС». Дата проведения: 27.03.2017г. Цель:.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» В рамках подготовки к педагогическому совету «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система обучения дошкольников эрзянскому языку в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 18:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД