Получи документы

Система работы детского сада по реализации регионального компонента в рамках образовательной программы

Арутюнян Анелия Рудольфовна
Система работы детского сада по реализации регионального компонента в рамках образовательной программы

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В. А. Сухомлинский.

Образовательная программа дошкольного образования разработана для МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, в редакции от 08.11.2022г.) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028).

Публикация «Система работы детского сада по реализации регионального компонента в рамках образовательной программы» размещена в разделах

Во исполнение п. 2.9., п. 2.10. и п. 2.11.2. ФГОС ДО при разработке вариативной части Образовательной программы, педагогический коллектив ориентировался на специфику национальных, социокультурных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей и их родителей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.

Региональное составляющее – это прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

В рамках тематической проверки «Эффективность системы работы по реализации регионального компонента в образовательно-воспитательном процессе ДОУ» была проведена педагогическая диагностика среди детей и анкетирование родителей воспитанников нашего детского сада, вот какие результаты у нас получились:

к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

у 70 % родителей нет возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40% родителей затрудняются ответить на элементарные вопросы об истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Такие результаты были отправной точкой в необходимости выстроить работу в данном направлении, наполнить ее необходимым содержанием. Изучив на данный момент, методическую литературу по региональному компоненту, которой к сожалению, очень мало наш взгляд привлекли сборники кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ Раисы Михайловны Литвиновой, которые посвящены проблеме исследования региональной культуры Ставрополья, развития компетентности педагогов образовательных учреждений. (показ сборников)

Мы ознакомились с опытом работы наших коллег по Ставропольскому краю и решили включить в часть Образовательной Программы, формируемая участниками образовательных отношений, авторские программы Раисы Михайловны Литвиновой.

«Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» составлена с учетом изучения регионального компонента и адресована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая предполагает учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц, парков) и ориентироваться на ценности Ставропольского края, выработанные нашими предками и современниками.

Программа предусматривает следующие разделы:

№ Темы и разделы парциальной программы

1. Уголок России – отчий дом…

2. Литературное и художественное наследие

3. Люблю тебя, мой край родной.

4. Казаки на Ставрополье.

5. Я и мой город.

«Художественные ценности региональной культуры детей дошкольного возраста» составлена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которая предполагает развитие познавательного интереса к своей малой Родине, любознательность, эмоциональную отзывчивость к культурно- историческому наследию Ставрополья в процессе различных форм обучения и воспитания, воспитывать патриотические чувства: любовь к родному городу, селу, краю, малой родине, уважение к своему прошлому и настоящему.

Программа предусматривает следующие разделы:

№ Темы и разделы парциальной программы

1. Путешествие по югу-востоку-центру Ставропольского края: достопримечательности районов и городов.

2. Знакомство с заказниками СК (экология)

3. Детская литература СК : творчество А. Екимцева, В. Милославской, Н. Хмелевой, Г. Шевченко, А. Шубной, Г. Пухальской

4. Ставропольские и Некрасовские казаки: Ставрополь, Новоалександровск, Невинномысск, Пятигорск, Новопавловск.

5. Музыкально-театральное Ставрополье: композиторы Бордун А., Пятко И.

6. Формирование этнической толерантности в дошкольных организациях через знакомство дошкольников с культурой народов Северо-Кавказского региона : осетин, армян, дагестанцев, чеченцев, карачаевцев, черкесов, ногайцев грузин, туркмен, и др.

7. Взаимодействие дошкольной организации и семьи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: Семья, Профессии пап и мам, Отец, отчество, Генеологическое древо семьи, Я и мое имя. Совместные образовательные проекты. Неделя Ставропольской региональной культуры.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

• подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

• обновление содержания регионального компонента в рамках реализации образовательной программы ДОУ

• создание культурно-развивающей среды в ДОУ

• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В чем же заключалась подготовка нашего педагогического коллектива по реализации регионального компонента дошкольного образования.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводились консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада, ведь педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Следующим этапом стало обновление содержания регионального компонента в рамках реализации образовательной программы ДОУ. Посредством изучения методической литературы наш педагогических коллектив определил основную цель в рамках реализации регионального компонента.

Цель по реализации регионального компонента является процесс, который предполагает организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.

Из поставленной цели были определены следующие основными задачи:

В области образования

– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

– развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В рамках реализации поставленных задач каждый педагог строил свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

• принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

• принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства;

• принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.

Представление о малой родине является содержательной основой для реализации регионального компонента и может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Работа по представленному содержанию проводится в комплексе, используя различные виды деятельности и формы работы. В каждой возвратной группе дошкольного детства для достижения поставленных задач, педагоги выбирают ту форму взаимодействия, которая будет наиболее понятной ребенку, интересной для него и действенной для его развития.

Так педагоги включили в комплексно-тематическое планирование в соответствии с лексической темой недели, а также в календарный план воспитательной работы занятия, мероприятия, беседы, игры, указали художественную литературу для чтения т. д. (показ планирования).

Организация экскурсии по родному городу Михайловску, наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе, рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края); Экскурсия к мемориальному комплексу «Огонь Вечной Славы» - дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне.

Участие в озеленении территории детского сада, в рамках экологической акции «Сохраним природу Ставрополья»;

«Прогулка в Таманский лес города Ставрополя» в рамках, которого, дети познакомились с экологической тропой ее объектами и назначением.

«В поисках Южного слона» - создание условий для развития познавательного интереса дошкольников при знакомстве с историческим прошлым Ставропольского края.

Рассматривание карты России, карты Ставропольского края, местоположение г. Михайловск.

Итоговое открытое мероприятие «По страницам Красной книги Ставропольского края» в рамках тематической недели «Заповедные места Ставропольского края. Красная книга».

Беседа «Люди разных национальностей населяют наш край» - дать детям представление о народах, населяющих наш край. Воспитывать уважение к разным народам.

Беседа «Ставрополье - сельскохозяйственный край. Чем богат наш край?». Знакомсво детей с трудовым Ставропольем. Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках.

«Путешествие в галерею художников Ставропольского края».

Одним из ресурсов расширения образовательного пространства является информатизация дошкольного образования, которая подразумевает создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет ресурсов, информационных технологий в образовательном процессе.

В ознакомление детей с народной культурой и природой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы, которые облегчили нашу работу. И наше учреждение оснащено основными необходимыми электронными образовательными ресурсами и техническими средствами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе :

системы, позволяющие сохранять информацию (флеш-карты, диски);

мультимедийные продукты: электронные игры, дидактические видеосюжеты, презентации, конспекты;

• мультимедийный проектор, телевизоры, ноутбук, принтеры, сканеры.

Так опыт работы нашего воспитателя Каспаровой Т. В., «Весь мир на ладошке» - виртуальная экскурсия и путешествия по карте»» участника конкурса «Воспитателя года», который по отзывам коллег, был востребован, интересен и полезен для организации воспитательно-образовательного пространства в ДОУ в рамках реализации регионального компонента.

Ведь все любят путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира, как только этого захотим? Ещё сложнее оказаться на дне океана, например, или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!

А вот воспитанники Татьяны Викторовны были во всех перечисленных местах!

Видели редких животных, неизвестные растения, живописные ландшафты. Путешествовали по морю, Видели «Баобаб» в селе Грачевском, -посетили «МУЗЕЙ самоваров» в станице Новотроицкой, необычные музеи под открытым небом, путешествовали по Байкалу, гуляли по центру столицы-Москвы, бродили по тропинкам заповедным Ставропольской возвышенности, гуляли по улицам родного Михайловска…отправлялись в полет в стратосферу и выходили в открытый космос, побывали на работе у своих родителей. Это все стало возможным благодаря виртуальным экскурсиям.

Для эффективной реализации региональной компонента дошкольного образования была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Так, например, в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада, а в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания с экспозициями «Дружба народов», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Ставропольском крае; полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном крае, фотографий, хрестоматий для чтения, репродукция картин, многое другое. (показ выставки)

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Наш детский сад успешно сотрудничает с социальными партнерами, предварительно заключив договор, и план совместных мероприятий, которые были внесены в календарный план воспитательной работы. Например:

Посещение выставки картин художников Ставропольского края

Экскурсия «Казачья горница»

Мир насекомых

Встреча с МБУ ДО ДЮЦ «Пост № 1»

От маленького слушателя к большому музыканту

Писатели Ставрополья

А вы помните, что в результате анкетирования родителей результаты были не утешительными. Поэтому было необходимо активное взаимодействие с родителями. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Семья является главным источником народных традиций. Наши родители стали активными участниками в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье», «Новый год» и др.) позволяют формировать у ребят знания о традициях народов проживающих в одном регионе. Участие семей в праздниках, которые стали традиционными в нашем детском саду «Ставрополье – край родной», семейном фестивале «Семейная палитра», «День Матери» в основу этих праздников заложены традиции народа и семьи.

Также был запущен проект «Путешествуем всей семьей - это классно!», реализуя который, родители посетили с детьми знакомые, находящиеся рядом с домом места, рассказывали детям о достопримечательностях города и края.

Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско-родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

Всю нашу работу по реализации регионального компонента шла по нескольким направлениям :

Первое направление: природно-климатические особенности родного края

Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края

Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

Четвертое направление: символика края

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширила знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его.

В целом это явилось основой формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Вывод: реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построен-ная в системе способствовало достижению следующих целевых ориентиров

ФГОС ДО:

– Любознательный, активный.

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г. Михайловск на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

-Эмоционально-отзывчивый.

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы Ставропольского края. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Ставропольского края. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Отражает знания о городе Михайловске, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Таким образом, выстроенная система по реализации регионального компонента способствовала воспитанию эмоциональных и духовных ценностей у наших воспитанников, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории Ставропольского края.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Композиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонентаКомпозиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонента Главный зимний герой помимо деда Мороза – это Снеговик. Какая же зима без любимца детворы? Вот и он удостоен чести праздновать свой День.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы детского сада по реализации регионального компонента в рамках образовательной программы
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 16:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД