МААМ-картинки

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой

Татьяна Михеева
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Выполнила: Михеева Т. К.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Для того чтобы раскрыть тему моей итоговой работы необходимо прежде всего дать определение термина «книжная культура». Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.

Публикация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» размещена в разделах

В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из основных направлений педагогической деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к истокам книжной культуры.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА – является показателем личностного развития ребёнка и характеризуется стремлением и приобретением навыков чтения. Уважительном и бережном отношении к книги. Желанием приобщиться к миру читающих людей.

Актуальность проблемы.

Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает кризис нравственности.

Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», внесли значительные коррективы в содержание дошкольного образования.

В Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. По требованиям ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает в себя знакомство не только с детской литературой, но и с книжной культурой.

Однако, анализ практической деятельности, основного процесса дошкольного образования и условий профессиональной деятельности позволяет выявить ряд недостатков.

Недостатки:

в результатах в основном процессе в условиях профессиональной деятельности

у детей недостаточно сформировано представление о книге как одной из главных ценностей культуры, источнике знаний;

недостаточно сформировано понимание на слух тестов различных жанров детской литературы;

недостаточно сформированы навыки бережного обращения с книгой;

отсутствие осознанного отношения к книжной культуре;

неумение получать удовольствие от чтения.

отсутствие системы работы в ДОО по формированию у детей познавательного интереса и любви к книге, бережного отношения к ней;

недостаточная компетентность воспитателей по ознакомлению детей с книжной культурой;

недостаточное использование игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника;

отсутствие взаимопонимания и совместной целенаправленной работы педагогов и родителей

недостаточная грамотность родителей в формировании книжной культуры у детей дошкольного возраста;

неготовность педагогических кадров в работе со средствами ИКТ и разработке мультимедийных пособий с целью вызвать интерес детей к художественной литературе.

наполняемость групп не всегда позволяет осуществить индивидуальную работу с каждым ребёнком;

недостаточная методическая, материальная база ДОО;

преобладание традиционных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

-между необходимостью работы в ДОУ, как условия формирования интереса к книжной культуре у детей дошкольного возраста и отсутствие соответствующей программы и методических пособий, дидактического материала адаптированных к возрастным особенностям дошкольника.

-между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены для успешной работы с дошкольниками в этом направлении

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

На основе анализа недостатков можно сформулировать проблему:

Усовершенствование системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Новые образовательные результаты

Целевой ориентир (из ФГОС) Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Проявляет инициативу, среди других деятельностей выбирает просмотр книг, иллюстрации к книгам. Выбирает деятельность в уголке книги. Бережно относится к книге. Обращает внимание на оформление книги, на иллюстрации. Активно участвует в театрализованной деятельности. Ребенок понимает, что книги надо беречь- это труд многих людей. Проявляет самостоятельность, инициативу в игровой деятельности может организовать сюжетно-ролевые игры «Библиотека» «Школа»

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения Владеет устной речью, как средством общения. Способен выразительно с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Высказывает мнение о народных произведениях. Может пересказать сюжет из сказки, читает с выражением, Придумать концовку сказки.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы Ребенок может правильно и четко задать вопрос Способен понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Способен назвать произведения детской литературы. Задает вопросы взрослому о книгах, где хранятся,как. их делают? У ребенка есть любимые сказки, рассказы.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной культурой строится следующим образом:

• с учётом интеграции образовательных областей;

• в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и физиологическими особенностями воспитанников;

• планово, систематически, постоянно;

• осуществляться в ходе непосредственно-образовательной деятельности с учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов;

• на мотивации детей к самостоятельной деятельности;

• в процессе взаимодействия с семьями детей;

Направление деятельности Мероприятие

Работа с детьми

Формирование интереса и потребности в чтении -использование мнемотехники при разучивании стихотворений;

-применение метода моделирования в работе со сказками;

-составление кроссвордов и ребусов;

-изготовление рукописных книг с иллюстрациями;

-создание пластилиновых мультфильмов по мотивам сказок.

Приобщение детей к художественной литературе -проведение акции «Книжки для маленьких друзей». Дети совместно с воспитателем подбирают книжки для детей средней группы;

-проведение литературных викторин, досугов, развлечений по разным темам;

-Неделя книги по теме "Книжкин дом", экскурсия в библиотеку;

-мультимедийные игры «Найди друга», «Книга – твой друг и помощник»;

-дидактические игры «Из какой это книжки и т. д.

Познавательно-исследовательская деятельность Проект «Откуда пришла книга» c привлечением всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, специалистов, родителей.

Формирование навыков бережного обращении с книгой -закрепление навыков аккуратного пользования книгой: мыть руки перед тем, как взять книгу, смотреть, сидя за столом, аккуратно перелистывать страницы.

Деятельность педагогов

Оформление предметно-пространственной развивающей среды -«Библиотечка» (энциклопедии, детскую художественная литература, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т. д.);

-наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

- игры для развития речи: «Расскажи, что было дальше», «Подбери картинки» и т. д. ;

- портреты писателей и поэтов, репродукции картин известных художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, И. Я. Билибин);

-рисунки, поделки детей по мотивам любимых произведений;

- изготовленные дошкольниками книги по рассказам детей из личного опыта;

- мастерские по ремонту книг.

Интеграция речевого развития с другими образовательными областями таким образом, чтобы дети закрепляли знания о книжной культуре -изготовление книжек-малышек, знакомство с известными художниками-иллюстраторами, рисование и лепка героев сказок, разучивание стихов, разыгрывание отрывков из произведений по ролям;

-проведение цикла занятий, знакомящих старших дошкольников с технологией создания книги;

-разумное сочетание экранной и словесной детской литературы, что вызывает интерес к чтению.

Обмен опытом -Проведение мастер-классов для педагогов и родителей, консультаций. Выступления на семинарах различного уровня

Взаимодействие со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) Коррекционная работа с детьми.

Игровые тренинги с воспитателями и родителями.

Работа с родителями.

Использование современных форм партнёрства «Детский сад – семья» -анкетирование родителей с целью изучения читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома;

- родительское собрание «Любите ли вы читать»;

-подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать чтение перед сном» (издание буклетов, памяток);

-подготовка и проведение фотовыставки «Мы – читающая семья»;

-мастер-класс по изготовлению книжек-малышек с иллюстрациями;

-совместное посещение районной детской библиотеки;

-участие в открытии музея книги;

-проведение Недели детской книги;

-пополнение библиотеки для группы.

В ДОУ воспитание и развитие детей осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы и др.).

Образовательный процесс, направленный на ознакомление с книжной культурой, строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников.

Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности:

Коммуникативная: беседы: «Моя первая книга», «Для чего нужны умные книги?», «История возникновения книг», цель: уточнить этические представления детей : к книгам надо относиться бережно, аккуратно; ситуативный разговор о поведении в библиотеке; словесные игры: «Придумай предложение», цель: развивать слуховую память, «Найди пару», цель: развитие интереса детей к слову; игры в рифму; настольно-печатные игры, цель: развитие логического мышления.

Игровая: дидактические игры «Дом для книг», цель: формирование представлений о библиотеке и профессии библиотекаря, «Детские писатели», цель: расширение интереса к творчеству детских писателей, «Узнай сказку по иллюстрации», цель: развивать желание рассматривать книги;

Познавательно – исследовательская : дидактические игры «Как рождается книга?», цель: показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека; экскурсия в библиотеку; моделирование книжек-малышек; проект «Рукотворная книга» (информационно – творческий, цель: прививать интерес и любовь к книге, чтению. Разработка программы кружковой работы по ознакомлению детей с книжной культурой «Книга лучший друг». В программе представили творческие задания в работе с книгой. Выпустили газету «Мы читаем, не скучаем».

Восприятие художественной литературы и фольклора: рассказывание, чтение, обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; инсценирование произведений, игры – драматизации отрывков из сказок, разучивание стихотворений, цель: помочь понять содержание сказки, выразительно исполнять роль; театрализованные игры, различные виды театра (теневой, пальчиковый и др.)

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, художественный труд по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям.

Двигательная: непосредственно образовательная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек.

Самообслуживание: совместная работа по ремонту книг.

Согласно ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, реализацию различных образовательных программ, учёт национально-культурных, климатических условий, и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Подобная организация пространства позволяет детям выбрать для себя занятие, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Создание развивающей среды:

• Оформление книжного уголка в группе, который соответствует возрасту детей, а также разнообразию видов книг, эстетики оформления. Оформление витрин в книжном уголке рисунками по литературным произведениям, а также портретами детских писателей.

• Оформление тематических выставок и выставок детских рисунков. («Дети и книги», «Моя первая книга», «По сказкам Корнея Чуковского»)

• Выпуск газеты «Мы читаем, не скучаем».

• Открытие в детском саду мини - библиотеку «Читалочка».

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с книжной графикой Организация образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с книжной графикой Актуальность: Период дошкольного.

Ознакомление с книжной графикой как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Разрешите представить Вам одно из направлений развития детей дошкольного возраста, а именно ознакомление с книжной графикой. Начать хочется.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.

Русское подворье. Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурой и бытом русского народа Музалева Эльмира Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №188 «Радость» г. Саратова. Русское подворье. Младший дошкольный.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности» Слайд 1 Семинар практикум для педагогов Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
Опубликовано: 26 марта 2017 в 08:23
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД