Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Анна Янкаускайте
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

«Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда».

В последние годы, к сожалению, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом.

И наша главная задача – поиск эффективных приемов и методов предупреждения и устранения речевых нарушений. Для этой цели мы используем различные средства, но какие бы средства ни подбирались, главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, предусматривали выполнение необходимых коррекционных задач в полном объеме и совмещали элементы других приемов с целью усиления их воздействия.

Не всегда традиционное оказывается результативным, наоборот они сложны и малоинтересны детям. Поэтому многие специалисты ищут новые нетрадиционные (оригинальные и непривычные) методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми.

А что, как не сказка – один из самых доступных и понятных дошкольнику жанров литературы, обладает невероятной притягательной силой. Является самым древним психологическим и педагогическим средством, в наших руках способна преодолеть имеющиеся речевые нарушения, логофобии, дать детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься.

Наблюдая за судьбами героев воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа.

Ее многогранность порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. Сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами (Г. Г. Чебанян, Л. Д. Короткова, Т. А. Ткаченко, Е. А. Медведева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, А. В. Гнездилова).

И в зависимости от назначения, цели воздействия на слушателя облекаются в разные понятия, такие как:

- сказкотерапия, через которую смягчается поведенческий негативизм у ребенка,

- психосказки используют психологи и

- логосказки используют логопеды.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя:

Дидактические сказки создаются педагогами для “подачи”учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Однако будем помнить о том, что разнообразные формы “обыгрывания” сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

Сказки, используемые в работе учителя – логопеда, можно разделить на следующие виды:

1. Сказки для развития артикуляционного аппарата: это всевозможные сказки о веселом Язычке с включением артикуляционных упражнений;

2. Сказки при работе над постановкой звуков: это сказки о Ветерке и замке (ротовой полости, в которой он живет;

3. Сказки для автоматизации звуков, где произносятся и выделяются все слова с заданным звуком;

4. Сказки, используемые при знакомстве с буквами.

5. Сказки, способствующие развитию связной речи.

Специальной литературы в этой области недостаточно. Большая часть представлена в виде практических наработок и совершенно немного ссылок на исследования теоретической основы.

Этот недостаток усугубляется тем, что ребенок иначе воспринимает и взаимодействует со сказкой, чем взрослый.

Причина установления и поддержания контакта сказочного мира и внутреннего мира ребенка заключается в следующем:

- относительная простота сюжета,

- доступность стиля и языка сказки,

- ее предикативность,

- семантическая неперегруженность,

- прямолинейность характера героя.

Именно поэтому сказка в увлекательной форме и доступной деятельностью позволяет решать важные коррекционные задачи: (рассказ с примерами)

1. Развивать фонематическое восприятие,

2. Работать над речевым дыханием,

3. Развивать мелкую артикуляционную и ручную моторику.

4. Формировать правильное звукопроизношение,

5. Совершенствовать слоговую структуру слов,

6. Автоматизировать вызванные звуки речи,

7. Вводить звуков в самостоятельную речь,

8. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,

9. Формировать ГСР,

10. Совершенствовать связные высказывания,

11. (ОГ) И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интереснее для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.

Попутно мы решаем воспитательные и развивающие задачи.

Для себя открывается возможность:

-выявить скрытые, травмирующие психику ребенка факторы,

-преподнести некоторые новые знания в форме сказки,

- использовать прием одушевления абстрактных символов (звуки, буквы, и т. д.) и создать образ сказочного мира, в котором они живут,

- давать определенные задания для выполнения, опираясь на сказку.

- углублять самопонимание ребенка, адекватность самооценки.

С этой целью мы (принципы):

- создаем положительный эмоциональный фон, поддерживающий интерес,

- усиливаем степень доступности задания,

- вырабатываем волевое настроение на преодоление возможных трудностей в работе,

- формируем новые речевые навыки и умения (в зависимости от содержания,

- устраняем вторичные негативные наслоения у ребенка с РН,

- стремимся привлечь к участию в коррекции речи, стимулируем самостоятельную работу над речью.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, м. е. психические процессы.

Через сказку ребенок наиболее полно может выразить себя, приблизиться к взрослому и открыть ему свой внутренний потенциал.

И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Прикреплённые файлы:

skazka-kak-sredstvo-korekci-rechi_2mq8e.ppt | 470 Кб | Скачан: 88
 
Публикации по теме:

Анкетирование родителей в конце учебного года позволяет получить оценку моей работы с ребёнком, выявить пожелания и интересы Уважаемые родители! Просим заполнить анкету, ответы на вопросы.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 23:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...