«Сказка — ложь, да в ней намёк: Добрым молодцам урок» Литературно — музыкальная композиция по сказкам А. С. Пушкина

Людмила Савельева
«Сказка — ложь, да в ней намёк: Добрым молодцам урок» Литературно — музыкальная композиция по сказкам А. С. Пушкина

Звучит «вальс» А. Грибоедова. Дети входят в зал, осматривают книги, иллюстрации к сказкам, выставку рисунков о природе. Садятся на стульчики.

Ведущая: Пушкин…. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Каждый город имеет своих певцов и летописцев. Но особенно дорого и знакомо всем имя Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин входит в нашу жизнь с раннего детства и остаётся надолго снами.

Родился Александр Сергеевич Пушкин в городе Москве 6 июня 1799 года, почти два века тому назад. Род Пушкиных венчал государе и Романовых на царство. Со стороны матери Александр Сергеевич был потомком «арапа» Петра Великого. Пушкин родился в дворянской - помещичьей семье. У него были иностранные воспитатели, благодаря которым он с детства усвоил французский язык. В доме Пушкиных была прекрасная домашняя библиотека. И это обстоятельство повлияло на ранее увлечение Александра Сергеевича литературой, тайком в комнате отца он проводил бессонные ночи, читая книги одну за другой. Ещё в детские годы Пушкин начал писать стихи.

Стихи Александра Сергеевича читаются, каждый раз всё с тем же интересом как будто знакомишься с ними в первый раз.

Пушкин очень любил русскую природу. В своих стихах он отразил все времена года.

-Звучит аудиозапись русской народной песни «Здравствуй гостья зима» /фрагмент/

Ведущая: Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница зима.

Ребёнок: Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Ведущая: предлагает прочитать стихотворение из романа «Евгений Онегин»

Ребёнок: Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь,

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь.

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая,

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив,

Шалун уж заморозил пальчик,

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

- Звучит аудиозапись «метель» Свиридова /Фрагмент/

Ведущая: Наступило зимнее утро, мы видим, как искрится снег на солнце.

Чувствуем мороз этого зимнего утра

Ребёнок читает стихотворение «Зимнее утро»

Ведущая: А теперь мы очутились на речке, покрытой льдом, И вместе с

Мальчишками катаемся радостно на коньках

-Звучит грамзапись «Времена года» ПИ Чайковского.

Ребёнок: Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд,

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд

Скользит и падает, весёлый

Мелькает, вьётся первый снег

-2-

Звёздами, падая на берег.

Ведущая: День клонится к вечеру. Разыгралась буря. За окном слышится завывание ветра.

- Звучит мелодия романса «Зимний вечер» М. Яковлева

Ребёнок читает стихотворение «Зимний вечер»

Ведущая: Но закончились зимние стужи, и с наступлением весны потекли ручейки, зажужжали первые пчёлы, запели соловьи.

- Звучит аудиозапись 2 концерта С. Рахманинова /Фрагмент/

Ребёнок читает отрывок из романа «Евгений Онегин»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега…

Ведущая: Весну сменяет лето с его грозами, дождями.

Ребёнок читает стихотворение «Туча»

Ведущая: И вот уж небо задышало осенью.

-Звучит аудиозапись «Осенняя песня» П. Чайковского /фрагмент/

Ведущая: В связи с предстоящей женитьбой Александра Сергеевича на московской красавице Наталье Гончаровой, Сергей Львович отец поэта выделил ему во владение 200 душ крестьян в своём имении Болдино.

Туда с целью оформления своих прав и выехал Пушкин в начале сентября. Село Болдино было большое, в центре его находился помещичий дом с парком. Давайте и мы погуляем по этому осеннему парку.

-Звучит вальс «Осенний сон» А. Джойса. Девочки исполняют танец с листочками.

Ведущая: Как прекрасно звучат стихи об осени любимом времени года А. С. Пушкина

Ребёнок: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребёнок читает отрывок из поэмы «Цыганы»

Птичка божья не знает,

Ни заботы, ни труда….

Ребёнок: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная осень,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущая: Жизнь и творчество Пушкина- это творческая драма непрерывной борьбы. Солнечного гения за право сиять миру и людям. Поэт, писатель, человек своей исторической эпохи, он вырвался далеко вперёд и ввысь за её пределы. В этом тайна нескончаемой жизненности его творений. Герои его произведений ещё долго будут владеть нашими сердцами.

-Звучит «Вальс» А. Грибоедова. Дети входят в зал, осматривают книги иллюстрации к сказкам, выставку рисунков о природе. Садятся на стульчики.

/Звучит народная мелодия.

Ведущая: на Александра Сергеевича Пушкина огромное влияние оказывало устное народное творчество. Одев крестьянское платье, Александр Сергеевич ходит по базарам, ярмаркам, слушает пение нищих, участвует в деревенских хороводах, записывает пословицы, поговорки, народные песни.

А какие удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин под впечатлением от рассказов его няни Арины Родионовны

-Звучит русская народная мелодия «Пряха»

На сцене Арина Родионовна прядет пряжу, горит свеча, свет гаснет.

Арина

Родионова: У лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо - песнь заводит

Налево – сказку говорит

Инсценировка: «Сказка о рыбаке и рыбке»

А. Р.: Жил старик со своей старухою

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года

Старуха пряла свою пряжу

А старик ловил неводом рыбу

Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с одно. Тиной.

Он в другой раз закинул невод,-

Пришёл невод с травою морскою

В третий раз закинул он невод-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой- золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

А. Р.: Удивился старик испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего откупа не надо,

Ступай себе в синее море

Гуляй там себе на просторе

- Море изображают девочки с голубыми лентами девочка- рыбка прячется среди волн.

А. Р.: Воротился старик ко старухе, Рассказал ей про золотую рыбку.

И одолела тут жадность старуху. Стала она посылать старика к золотой рыбке: то за новым корытом, то за новой избой, то вздумалось ей дворянкой, а затем царицей быть. А пуще всего ей захотелось стать владычицей морскою, чтоб рыбка золотая у неё была на посылках.

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слово молвить.

Вот идёт к синему морю

Видит на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так веем и воют.

Девочки с тёмно-синими лентами изображают море.

Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» /вальс/

А. Р.: Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

Старик: Смилуйся государыня рыбка,

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою:

Чтобы жить ей в Океане море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у неё на посылках

Девочка- рыбка бегает между девочками- волнами и убегает.

А. Р.: Долго у моря старик ждал ответа,

Не дождался к старухе воротился-

Глядь опять перед ними землянка,

На пороге сидит его старуха,

И перед нею разбитое корыто.

Девочки волны убегают под музыку. Старик уходит.

А. Р.: Жадная оказалась старуха.

Арина Родионовна перебирает нить. Звучит народная музыка.

Ведущая: А вот ещё сказка «О попе и его работнике Балде»

В ней Александр Сергеевич Пушкин высмеивает бездельников, которые сами работать не любят.

Инсценировка сказки.

А. Р.: Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт сам не зная куда.

Балда: Что батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп: Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

А где найти такого

Служителя не слишком дорогого?

Балда: Буду служить тебе справно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе полбу

Есть же давай варёную полбу.

А. Р.: Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп: Ладно, не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моём подворье.

Окажи своё усердье и поверье.

А. Р.: Живёт Балда у попа. Работа у него ладится. Проходит время, приближается срок расплаты. Да не хочется попу лоб подставлять. И посоветовала попадья: послать Балду оброк с чертей взять.

Балда, с попом понапрасну, не споря

Пошёл, сел у берега моря,

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

Девочки с голубыми лентами изображают море.

Выбегают чертенята, танцуют танец среди девочек- волн

После танца чертенята прячутся за волны. Балда закидывает верёвку в море.

Бес: Зачем ты Балда к нам залез?

Балда: Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить.

Бес: Скажи, за что такая немилость?

Балда: Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положенного срока.

Бес: Балдушка, погоди ты морщить море,

Оборок сполна ты получишь вскоре.

Погоди, вышлю к тебе внука.

А. Р.: И стал Балда с чертёнком в сноровке да смекалке соревноваться.

Да где чертёнку с Балдою тягаться! Делать нечего - черти собрали оброк да на Балду взвалили мешок.

Девочки-волны и чертенята убегают.

А. Р.: Идёт Балда, покрякивает,

А поп завидя Балду вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корчится,

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

А. Р.: С первого щелка

Прыгнул поп до потолка,

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с ускоризной

Балда: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Последняя сцена изображается детьми в действии.

Ведущая: У А. С. Пушкина есть сказки, похожие на народные песни. Они звучат, как музыка. И одна из них «сказка о золотом петушке»

Арина Родионовна вяжет и продолжает рассказывать сказки.

А. Р.: Некогда в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, жил-был царь Дадон. Пустой и грешный человек был. Пока молодой да сильный был, соседей обижал, а к старости пришла расплата: соседи стали мстить одряхлевшему царю набегами. Однажды появился в его царстве звездочёт и подарил ему золотого петушка.

Входит ребёнок в костюме звездочёта с петушком.

Звездочёт: Посади ты эту птицу,-

А. Р.: Молвил он царю,-

Звездочёт: На спицу,

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся.

Звездочет уходит.

А. Р. Предлагал Дадон звездочёту горы злата, но тот отказывался. И тогда обещал царь Дадон исполнить любую просьбу звездочёта.

Живёт себе Дадон. А как случится набег петушок его предупреждает.

И однажды случилось так, что самому Дадону пришлось отправится в поход. В том походе и встретил он девицу «Шамаханскую царицу»

Девочки танцуют восточный танец.

А. Р.: Околдовала она Дадона, и привёз он её в своё царство. Увидел шамаханскую царицу звездочёт. И просит звездочет Дадона, подарить ему девицу Шамаханскую царицу. Осерчал царь, хватил жезлом звездочета по лбу, и с того и дух вон. А петушок слетел со спицами и клюнул царя и вдруг пропала, будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцом урок.

Понравились вам мои сказки, ребята?

Ещё ко мне в гости приходите сказки слушать, по ним уму- разуму учиться.

Арина Родионовна прощается с детьми.

Ведущая: Сказки Александра Сергеевича Пушкина вдохновили композиторов на создание опер: Римский- Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила»

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцом урок.

Публикации по теме:

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого закрепили знания детей о.

Консультация для педагогов ДОУ «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Каждый из нас еще в детстве знакомится с произведениями А. С. Пушкина. Первые произведения которыми нам читали родители, воспитатели, учителя.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Сюжетные картинки
  • Сказочные существа
Автор публикации:
«Сказка — ложь, да в ней намёк: Добрым молодцам урок» Литературно — музыкальная композиция по сказкам А. С. Пушкина
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 10:06
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...