«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»

Оксана Михеева
«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»

Актуальность проблемы.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского (1982); А. А. Леонтьева (1974) и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, 1974). Поэтому к числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи, тем более что в последнее время увеличивается рост числа детей с нарушениями речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе, сказки.

Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема моей работы является актуальной, т. к. сказки играют особую роль в развитии связной речи детей.

Цель: формирование связной речи детей 4-5 лет посредством сказок.

Задачи:

1. Учить детей пересказывать художественные произведения, составлять рассказы и сочинять новые концовки к известным сказкам.

2. Развивать интонационную выразительность.

3. Воспитывать уверенность в себе, умение слушать других.

Создание условий.

Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях. Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими.

В нашей группе в пределах литературно-художественной зоны занимает место книжный уголок. На полочке-витрине выставлены книги со сказками с учетом возрастных особенностей детей, которые привлекают их внимание. Помимо этого в свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг для самостоятельного пользования. Также в книжном уголке я расположила несколько тематических папок с картинками по сюжетам сказок, книжки-самоделки, детские работы по сюжетам сказок, различные дидактические игры. Книжный уголок разместила рядом с уголком творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.

В течение учебного года были проведены тематические выставки: книги о природе, о нашей Родине, русские народные сказки и т. д. Все книги и иллюстрации обновляла 1 – 2 раза в месяц. Новые книги со сказками выставляла в соответствии с возрастными особенностями детей и программой.

После знакомства с новыми сказками в книжный уголок помещала различные модели и заместители персонажей сказок. К таким сказкам как: «Смоляной бычок», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка» и т. д.

В игровой зоне расположила уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В этих зонах расположила различные ширмы - их назначение меняется, в зависимости от характера и вида театрализованного действия. Также в этих зонах расположила различные виды театра, такие как: настольный, пальчиковый, магнитный, театр кукол би-ба-бо, а также сценическую площадку для настольного театра, театральные костюмы и различные шапочки-маски для инсценировки сказок. Для пополнения развивающей среды родители принимали активное участие в создании атрибутов для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов).

А также в работе с детьми использовала:

- картинки для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. ;

- наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу);

- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

- серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);

- серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей);

- сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата;

- разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками и сюжетами сказок.

Содержание работы.

Работа по формированию связной речи детей с использованием сказок проводилась с детьми в течение всего учебного года на специальных занятиях, в нерегламентированное время и в летний период на участке детского сада.

Для данной работы был разработан перспективно-тематический план, который был составлен с учетом возрастных особенностей детей. В работе с детьми использовались различные виды сказок. Такие как: сказки о животных, сказки о людях (волшебные, новеллистические) и кумулятивные или цепевидные.

В своей работе использовала следующие разнообразные приемы: беседы; вопросы не только на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка, а также вопросы поискового характера (Почему, зачем, каким образом). Моделирование к таким сказкам как: «Смоляной бычок», «У солнышка в гостях» и другие. Замещение предметов – «Рукавичка», «Красная шапочка», «Два жадных медвежонка» и другие. Чтение по ролям (с предварительным заучивание реплек соответствующих персонажей) – «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» и другие. К произведениям подбирала пословицы и поговорки, где вместе с детьми обсуждался смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запомнить поговорку и более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, такие как: «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других», «У страха глаза велики», «Жадный платит дважды» и другие.

В нерегламентированное время в работе с детьми использовала как традиционные формы (знакомство с содержанием сказки, беседа о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывание, драматизация, инсценировка, так и нетрадиционные (придумывание совместно с воспитателем различных концовок, использование непредвиденных ситуации, смешивание нескольких сюжетов в один и т. д). Именно, нетрадиционный подход дает ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создает новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В течение года в работе с детьми использовались различные дидактические игры для развития связной речи, что включают в себя умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знают; рассказывать, что нарисовано на картинке; описывать одежду ребенка; передавать словами, чем похожи и чем не похожи нарисованные предметы.

В течение учебного года с родителями провела родительское собрание на тему: «Сказки, как средство развития связной речи детей 4-5 лет», где родителей познакомила с основными целями и задачами по данной теме. А также провела индивидуальную консультацию на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». В родительский уголок еженедельно вывешивала список рекомендованной литературы для чтения детям дома.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки играют особую роль в развитии связной речи детей.

К концу года дети научились:

- оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый);

- использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, согласовывать слова в роде, числе, падеже;

- строить полные и выразительные ответы по содержанию произведений, пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам, называть как наглядные, так и ненаглядные признаки предметов;

- выразительно читать стихотворения, потешки;

- отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные ситуации сказки по показу на заместителях;

- использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Сказки как средство развития связной речи детей 4–5 лет»
Опубликовано: 18 января 2014 в 13:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...