Лучший педагог года

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

Иванова Инна Ивановна
Сказки как средство развития связной речи дошкольников

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

К. Г-к. Мерзлякова

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска»

г. Лесосибирск Россия.

Публикация «Сказки как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

Детство, детский возраст - период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [7, 119].

«Целью сказки, - писал П. М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического» [9, 99].

Известный фольклорист М. Е. Халанский определял сказку как «рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями» [1, 200].

К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научности знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие личности превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передают им нравственные традиции, учат законам красоты и добра.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи оставляют желать лучшего. Именно это подтолкнуло нас на мысль о создании совместного проекта с родителями «Сказка, сказка — прибаутка», цель которого - создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через взаимодействие с семьей средствами театрализованной деятельности.

Перед тем, как приступить к реализации проекта, было проведено анкетирование для того, чтобы выявить, читают ли родители дома детям или нет. Анкета включала в себя перечень следующих вопросов:

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки?

2. Беседуете ли вы с ребенком по прочитанному произведению?

3 Обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку?

4. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?

5. Чему вы больше отдаете предпочтение, мультфильмам или чтению сказок?

6. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?

Результаты анкетирования оставляли желать лучшего, так как только 20% родителей читают своему ребенку сказки, 60% родителей отдают предпочтение мультфильмам, беседу по прочитанному произведению производят только 5% родителей. На вопрос обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку, положительно ответили лишь 2% родителей, имеется ли опыт семейных театральных постановок — 0%, 13% родителей — охотно бы купили билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки.

В рамках проекта была проведена акция «Подари книгу детскому саду». Родители приняли активной участие и принесли очень интересные, красочные книги со сказками. Проводя данную акцию, мы развиваем интерес детей к книге, как к источнику знаний, воспитываем культуру юного читателя, любовь к чтению, бережное отношение к книге, стимулируем самостоятельную познавательную активность детей, создаем условия для внедрения литературного опыта в творческую деятельность, актуализируем важность участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Мною были разработаны следующие дидактические игры по сказкам :

- игра-викторина «Знатоки сказок»;

- игра-путешествие «По сказочным тропинкам»;

- «Вспомни сказку»;

- «Сказка за сказкой».

Ребята с большим удовольствием играли в игры, вспоминали знакомых персонажей произведений, название сказок.

Совместно с родителями был организован круглый стол, где было решено поставить сказку «Лиса и волк», сшить костюмы к сказке, распределить роли, сшить куклы в театральный уголок изготовить театр на бутылочках, создать декорации к сказке. Родители очень активно вносили предложения и идеи в сценарий сказки, самостоятельно сочиняли сказки, выполняли домашние задания.

Вместе с музыкальным руководителем были поставлены два номера, которые тесно переплетались с сюжетом произведения: «Тень, тень, потетень» и русский народный танец «Барыня». В русских народных костюмах дети пели, танцевали, играли на ложках, водили хороводы.

С помощью взрослых сказка приобрела высоко-нравственный характер. У многих родителей мы увидели искру, радость, счастье в глазах. Словно маленькие дети, родители перевоплощались в сказочных героев, вернулись на один день в детство и сделали сказку образной, выразительной, увлекательной, забавной, волшебной.

Удивлению детей не было предела, когда главными героями сказки оказались родители. Очень долго дети в группе обсуждали того или иного героя: характер, поступки, внешний вид.

По завершению проекта был организован круглый стол, где родители пили чай и обсуждали результаты проделанной работы.

В конце года было проведено повторное анкетирование, результаты которого заметно улучшились: 48,8% родителей стали читать детям сказки, беседовать по прочитанному —15%, 36,2% родителей стали совместно с детьми организовывать дома театральные представления по прочитанным сказкам. Интерес родителей к чтению сказок заметно изменился. Театрализованная деятельность объединила детей, родителей и воспитателей в общий коллектив, что подтверждает проведенное повторное анкетирование. Родители стали принимать активное участие в праздниках, совместных развлечениях.

После реализации проекта родители сами стали предлагать интересные сценарии сказок Дети стали приносить в группу книги и просить почитать сказки. Утром ребята рассказывают, что читали с родителями интересную сказку, беседовали по прочитанному и обыгрывали произведение.

Результатом проделанной работы является следующее:

• повысилось развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;

• сопереживают персонажам сказок историй, рассказов, откликаются на эмоции близких людей и друзей;

• проявляют любовь к родителям, взрослым, сверстникам В случае совершения действий, оцененных взрослыми отрицательно, стараются не повторять их вновь;

• ребёнок проявляет себя, легко входит в образ, играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение;

• совместная театрализованная деятельность способствует общему развитию : проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей;

• дети стали более раскрепощенными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, точно чувствовать и познавать окружающий мир;

• заметно улучшились речевые функции, дети стали более коммуникабельными, проявляют инициативу в общении, в речи употребляют художественные средства выразительности. Речь стала выразительной, грамотной.

Список используемой литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

4. Кукольный театр - дошкольникам Пособие для воспитателей и муз. Руководителей детских садов. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко - Москва «Просвещение» 1982.

5. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. : Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

6. Мухина B.C. Детская психология. Москва,1985, 250с.

7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. – М. :Педагогика, 1985. -208с.

8. Обухова Л. В. Возрастная психология. - М. : Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.

9. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. научн. тр. / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. – М. : изд. АПН СССР, 1987. – 120с.

10. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

11. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М, – Мозаика-Синтез 2007.

Публикации по теме:

Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» Развиваем связную речь через театрализацию. Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой.

Мастер-класс «Приемы развития связной речи старших дошкольников в пересказе сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?» Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Социализация». Мастер-класс Тема: Приемы развития.

Мастер-класс «Сказка как средство развития связной речи у детей с ОНР» Сказка для дошкольников является тем ключиком, который может пробудить в ребёнке нравственные качества и поможет сформировать речевые навыки.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слухаМнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Педсовет «Творческое рассказывание как средство развития связной речи у старших дошкольников» Как у любого педагога у меня есть профессиональное кредо: «Мальчишек, девчонок любить не устану, Для них самой лучшей на свете я стану,.

План работы по теме самообразования «Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников» Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказки как средство развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 15:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД