Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника

Надежда Кутор
Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника

Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника

Подготовила: педагог-психолог Кутор Н. С.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Психолог, работающий в дошкольном образовательном учреждении, каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку пытается разобраться в том, что происходит, и как помочь крошечному клиенту преодолеть возникшие трудности. Одним из наиболее эффективных средств работы с детьми дошкольного возраста является сказкотерапия, ведь развивающий и психотерапевтический потенциал сказок необычайно велик. Даже простое прочтение сказок некоторым помогает преодолеть многие жизненные трудности, а в работе с дошколятами дает удивительные результаты. Сочинение сказок, их рисование, разыгрывание ролей, а также подготовка декораций, изготовление героев помогают детям отработать свои эмоции (распознать, обозначить, проговорить их и др.).

В основе взаимодействия с детьми в рамках сказкотерапии лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:

сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.

сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.

сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.

сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.

сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

В 2015 – 2016 уч. г. педагогом-психологом была проделана следующая работа по сказкотерапии:

-знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;

-пополнение методической базы кабинета новинками психолого-педагогической литературы и наглядными пособиями, сказочными героями-игрушками;

-изучение проблемных зон в развитии эмоциональной сферы дошкольников, а также выявление детей, нуждающихся в психокоррекционном воздействии по итогам мониторинга и по запросам воспитателей и родителей;

-составление списков, подгрупп детей;

-применение различных методов сказкотерапии в индивидуальной коррекционно-развивающей и в групповой форме работы с детьми (прочтение, анализ, придумывание окончания сказки, сказка на новый лад, сочинение сказки, драматизация, пересказ, рисование сказки);

-изготовление сказочных героев совместно с детьми на индивидуальных сеансах;

разработка рекомендаций для воспитателей и родителей относительно особенностей развития некоторых детей;

-разработка рекомендаций для воспитателей с целью повышения эффективности применения сказкотерапии (чтение, пересказ, драматизация и др.).

Изученная литература.

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Огненко Н. Работа с образами животных: я, ты, тигр. – СПб.: Речь, 2006.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.

4. Тренинг п осказкотерапии/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006.

6. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. - СПб.: Речь, 2006.

7. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

8. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

9. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011.

11. Гнездилов В. Авторская сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2004.

Публикации по теме:

Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости.

«Современные сказки» в формировании эмоционального мира ребёнка. Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений формирования личности. И одним из средств развития мира эмоций детей является.

Библиотерапия как метод психокоррекции у детей дошкольного возраста Важную роль в полноценном развитии ребенка дошкольного возраста имеет чтение художественной литературы, подходящей по возрасту. Но литературы.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка. 21 век - эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка.

Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольника» Сказкотерапия или «терапевтическая сказка» – это новое молодое течение в педагогике, которое широко используется при работе с дошкольниками.

Обогащение эмоционального опыта дошкольника Прежде всего следует отметить, что человек всегда как-то относится к тому, что он познает, что делает, с кем общается. Эти чувства связаны.

Сказкотерапия как метод оздоровительной работы с детьми Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Сказкотерапия как метод психокоррекции детей с ОВЗ При поступлении в детский сад слабослышащие дети, как правило, имеют обеднённые представления об окружающих их предметах и людях. Вместе.

Установочное родительское собрание «Педагог-психолог в ДОУ» Добрый вечер, уважаемы родители! Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Педагог-психолог в первую очередь педагог. К чему я это.

Эссе «Моя профессия — педагог — психолог» На сегодняшний день существует множество профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед очень непростым выбором,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 00:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Полей цветочки» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю настольную игру по сенсорному развитию, сделанную своими руками. Настольная игра "Полей цветочки" Цель...
Мастер-класс изготовления органайзера из картонных втулок. Занимаемся творчеством со...
Просто невероятно, какие удивительные поделки могут получаться из ненужных на первый взгляд предметов, которые порой выбрасываются людьми в мусор. Во...
Фотоотчёт «Рисование с помощью клея ПВА и соли»
Екатерина Орленко Фотоотчёт »Рисование с помощью клея ПВА и соли» Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает...
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 - 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик ( игрушка,...
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»
Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Возрастная...