Получи документы

Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи

Анна Чистякова
Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи. Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей - дошкольников (А. И. Захаров, Л. Ф. Островская, А. Е. Ольшанникова, B.C.Юркевич, Н. А. Цыркун и др.). Дети дошкольного возраста с ОНР имеют характерные особенности эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы. Незрелость эмоционально-волевой сферы, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, страх, тревожность, что ведет к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться.

Публикация «Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В работах отечественных и зарубежных психологов, посвященных речевым нарушениям, подчеркивается комплексность и взаимосвязанность факторов формирования ОНР. Вместе с тем и в теоретических исследованиях, и в практической работе с детьми с ОНР доминирует когнитивный подход. Несмотря на повышение в последнее время научного интереса к проблемам взаимосвязи эмоционального и речевого развития, роли эмоций в формировании речевых нарушений (в частности ОНР) специальные исследования в этой области крайне немногочисленны. Эмоциональный аспект развития ребенка практически остается за рамками внимания специалистов. Не определены методы практической работы, направленные на восстановление эмоционально-личностных связей, поддержание взаимосвязи с другими людьми.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более тщательного изучения особенностей эмоциональной сферы детей с ОНР, а также разработки методов и подходов к практической работе с детьми, учитывающих эмоциональную составляющую в формировании и преодолении речевых нарушений. Наряду с этим мы видим необходимость во внедрении в ДОО некоторых технологий, таких как сказкотерапия как средство гармонизации психоэмоционального взаимоотношения детей с ОНР.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка остаются еще недостаточно изученной проблемой.

Цель: разработка и внедрение сказкатерапии как средство гармонизации психоэмоционального взаимоотношения детей с ОНР.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую методическую литературы по проблеме исследования;

- выявить потребности детей, препятствующих достижению психологического здоровья;

- определить степень компетентности специалиста в рамках данной технологии;

- определить место выбранной технологии в образовательном процессе;

- оценить эффективность технологии;

- внедрить технологию в образовательный процесс;

- способствовать развитию навыков произвольного общения в разных ситуациях со сверстниками, взрослыми и адекватному отношению к самому себе;

- выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

Связная речь это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитий ребенка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи отмечается своеобразие связной речи.

Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Кроме того, как указывают исследователи (Ю. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, О. Н. Усанова и др., для дошкольников с ОНР характерны:

- затруднения в пространственной ориентировке, особенно дифференциаций понятий «справа» и «слева»;

- неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;

- снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

- снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

Дети с ОНР часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведение.

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с неточными отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Отдельную и все более многочисленную группу представляют собой дети с речевыми нарушениями.

Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему миру, появляются признаки эмоционального неблагополучия.

Публикации О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Е. Л. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и др. подтверждают наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.

В связи с этим мы видим необходимость в углубленном изучении проблемы, а также во внедрении технологии сказкотерапии в образовательный процесс как средство гармонизации психоэмоционального развития детей с ОНР.

Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в психоэмоциональном поведении ребенка.

В результате анализа литературных источников подтвердилось представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях, непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению - через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень - главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень - уровень художественного образа - характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Одним из эффективных методов работы с детьми, как средства оптимизации психоэмоциональной сферы, является сказкотерапия.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе.

Основные приемы работы со сказкой :

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка, «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».

3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы следующие условия:

- наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование);

- практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);

- консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);

- наличие специалистов - психолог, учитель изодеятельности, которые работают в тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются :

- диалоговые взаимоотношения воспитателей, родителей и ребенка на основе сказки;

- взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

- насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.

В сказкотерапевтическом процессе используется пять видов сказок :

1. Художественные (авторские, народные);

2. Дидактические (обучающие);

3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории);

4. Психокоррекционные (сказки, истории);

5. Медитативные.

Сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются как: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).

1 этап – информационный 1 Цель Отобрать из массы методической литературы, наиболее доступные для работы с детьми с общим недоразвитием речи методы и приемы

2 Итог Анализ теоретических материалов и выделение наиболее оптимальных методов для реализации темы

3 Содержание Изучение нормативно-правовых документов:

Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Изучение и внедрение методик.

Создание информационной тематической базы.

Анализ теоретических материалов

2 этап – организационный 1 Цель Разработка и создание своей системы и последовательности работы по совершенствованию связной речи по средствам театрализованных игр

2 Итог Тематический план; циклограмма поэтапной работы с детьми; конспекты непосредственной образовательной деятельности; подбор дидактических игр;

- перспективное планирование; сотрудничество с родителями.

Разработка тематического плана по теме.

3 Содержание Подборка диагностического инструментария для изучения связной речи. Разработка циклограммы распределения форм деятельности с детьми на неделю. Корректировка перспективного плана. Составление глоссария. Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности. Подбор дидактических и настольно-печатных игр. Прохождение курсов повышения квалификации.

4 Создание условий - Уголок ряженья: реставрация и пополнение элементов костюмов по перечню сказок.

- Пополнение грамзаписей сказок для самостоятельного прослушивания.

- Картины по сюжетам сказок для составления творческих рассказов по ним.

- Подбор иллюстраций, репродукции картин, открытки для рассматривания и закрепления знаний, полученных при ознакомлении с явлениями социальной жизни.

- Организация выставок рисунков, поделок, фотографий.

- Пополнение картотеки артикуляционной гимнастики

- Пополнение картотеки «Пальчиковый игротренинг»

- Корректировка и дополнение развивающей среды, в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по области «Коммуникация».

3 этап – практический

1 Цель Повышение уровня овладения детьми связной речью через театрализованные игры.

2 Итог Создание предметно-развивающей среды; образовательная деятельность; игры; экскурсии; праздники; викторины; выставки рисунков, фотографий, поделок; драматизация.

3 Содержание - Сотрудничество с родителями:

консультирование; участие в конкурсах; участие в оформлении тематических плакатов; организация выставок (литературы, рисунков, поделок); оформление тематических альбомов; показ итогов деятельности детей.

- Работа с детьми:

проведение мониторинга (сентябрь, октябрь); непосредственная образовательная деятельность; проведение тематических бесед; организация экскурсий в библиотеку; проведение литературных викторин; рассматривание иллюстраций, картин по сюжетам произведений художественной литературы; проведение артикуляционной гимнастики; проведение пальчиковой гимнастики; проведение упражнений для мимики и выразительности речи; прослушивания аудиосказок.

- Организация игровой деятельности:

театрализованные игры; тематические досуги; чтение художественной литературы; дидактические игры; разыгрывание этюдов; драматизация сказок; посещение театральных представлений.

4 этап – результативный

1 Цель Выявить реальный уровень овладение связной речью

2 Итог - итоговая диагностика

- подведение результатов опыта работы

- постановка линии развития

Организация театрализованных игр в разных возрастных группах

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Задачи 1. Развивать у детей устойчивый интерес к театральному искусству.

2. Подводить детей к созданию художественного образа.

3. Развитие речевых средств выразительности : работа над интонационной выразительностью. Учить модулировать голосом: громче, тише, тоненько, грубо. Передавать интонацию удивления, радости, печали, испуга.

4. Упражнять в передаче образа через движение, походку, жест, мимику.

5. Работать над характером и эмоциями героев. Дать различие между эмоциями и поступками. 1. Развивать самостоятельность, инициативу, способности каждого ребенка.

2. Учить вносить разнообразие в театрализованные игры (разные виды театра).

3. Знакомить с кукольным театром.

4. Учить ребят быть в роли ведущего, режиссера, художника – декоратора.

5. Совершенствовать исполнительские умения детей, добиваясь соответствия образу.

6. Продолжать работу по развитию речевых, пантомимических средств выразительности, развивать умение импровизировать.

7. Продолжаем работать над характерами и эмоциями героев. 1. Развивать у детей артистические способности. Умение перевоплощаться.

2. Развивать умение импровизировать.

3. Развивать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа.

4. Совершенствовать все стороны речи. Голосом передавать настроение героя и его характер.

5. Развивать способность анализировать поступки героев, своих сверстников.

6. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи (чувство эмпатии).

7. Формировать речевое творчество детей.

Приемы, которым обучаем Обучение техническим приемам с пальчиковым и перчаточным театром. Обучение технике показа театра картинок на подставке. 1. Систематически подводим детей к организации и подготовке, постановке несложных спектаклей.

2. Дети учатся быть ведущими. Для этого упражняются в составлении рассказов. Учатся говорить, не спеша, с паузами, а во время постановки своевременно регулировать действиями героев.

3. Дети учатся быть режиссерами. Распределяют роли, помогают актеру найти наиболее выразительные способы передачи образа. 1. Для совершенствования умений в передаче образа проводить этюды-темы, этюды-импровизации на поиск более точных средств выразительности.

2. Упражнять в самостоятельных коллективных действиях: самостоятельно распределяться на группы, выбирать конкретный этюд из знакомого произведения, распределять роли, показывать сценки своим товарищам.

3. Обучать технике показа теневого театра.

Игровой материал 1. Пальчиковый театр.

2. Перчаточный театр.

3. Театр картинок на подставке, для фланелеграфа.

4. Настольные ширмы.

5. Настольный театр игрушек.

6. Отдельные элементы костюма к некоторым персонажам.

7. Уголок ряженья. Мл. + ср. группы

1. Куклы, театральные марионетки, стержневые.

2. Новые костюмы.

3. Декорации

4. Ширма (высота = 1- 1м10см)

5. Проигрыватель, диафильмы.

Мл. + ср. + ст.

1. Теневой театр.

2. Занавес или стена – задник для самостоятельной театрально-игровой драматизации.

3. Афиши, пригласительные билеты.

4. Новые декорации, костюмы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речиДидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка.

Педагогический проект. Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка Педагогический проект: «Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребёнка.» «Берегите счастье, оно приходит один.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина. А. В. Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 января 2017 в 00:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД