«Словарь дошкольника как современная индивидуальная форма работы с семьей». Проектная деятельность в детском саду

Елена Панкратова
«Словарь дошкольника как современная индивидуальная форма работы с семьей». Проектная деятельность в детском саду

Реализация социально-педагогической технологии

«Словарь дошкольника» - как современная индивидуальная форма работы с семьей

Панкратова Елена Юрьевна

«Какими бы прекрасными ни были

наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами,

формирующими разум, мысли

малышей являются отец и мать»

В. А. Сухомлинский

Качество человеческой личности во многом зависит от той атмосферы, в которой происходит ее становление. Семья – это жизненный центр взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. Основной ее функцией является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. В семье важна атмосфера позитивного отношения к миру, понимание сути происходящих внутри и вовне явлений и процессов. Это формирует у растущего человека умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, другого человека, закладывает основы понимания законов природы и готовности к дальнейшему их раскрытию.

Последние исследования современной семьи говорят о том, что в ней остро не хватает любви и практически отсутствует процедура согласования понятий и действий.

40 % всех проблем семьи кроются в неумении мужчин и женщин выстраивать семейный уклад.

До 90 % проблем наших детей, их не успешности и неправомерного поведения свое начало берут в невежестве родителей – мамы и папы, которые не знают даже основ семейного воспитания.

Общеизвестна истина: добро и зло, хамство и порядочность, успех и неудача берут своё начало в семье. Именно от того, насколько родители способны быть воспитателями самих себя и своего ребёнка, зависят нравственные устои общества и безопасность государства.

И для этого самим родителям надо постоянно работать над собой. А помощь в этом должно оказать образовательное учреждение. Но здесь необходима не просто просветительская работа с родителями, а действительно родительское образование. Причем родительское образование рассматривается не только как составная часть процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, но и одна из форм её педагогической поддержки, способ вернуться к добрым традициям духовно-нравственного воспитания в нашей стране.

Решить данную проблему возможно через использование в практике работы образовательного учреждения социально-педагогических технологий по духовно-нравственному воспитанию взрослых и детей. Для организации родительского образования на базе нашего детского сада в 2010 году была открыта инновационная площадка негосударственного образовательного учреждения «Академия родительского образования» города Перми.

Одной из форм работы с детьми и взрослыми является составление словаря с собственным толкованием основных этических и нравственных понятий и представлений.

С этой целью был разработан проект по реализации технологии «Словарь дошкольника», направленный на формирование нравственных ценностей детей и взрослых.

Цель проекта: апробация в практике деятельности социально-педагогической технологии по духовно- нравственному воспитанию детей и взрослых «Словарь дошкольника»

Задачи:

1. Изучить социально-педагогическую технологию духовно-нравственного

воспитания детей и взрослых.

2. Создать условия для реализации педагогического проекта.

3. Отработать современную индивидуальную форму работы с родителями и

детьми «Словарь дошкольника» на практике.

4. Разработать методические рекомендации по использованию данной

технологии для реализации в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Подготовительный.

Цель: разработка содержание проекта, создание условий для его реализации.

Мероприятия по реализации:

• Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании;

Разработка анкет для родителей;

Разработка опросников для детей;

• Подбор семей, которые дали согласие на участие в реализации проекта;

Основной формой взаимодействия детей и взрослых являются уроки семейной любви. Главная цель уроков – создать условия для осознания человеком своих отношений с окружающим миром: взрослый или ребенок – они сами для себя отвечают на вопросы: кто они, кого они любят, что ценят в своей жизни, какие понятия и нравственные категории для них важны. Один из приемов уроков любви: составление толковых словарей. Мы выбрали словарь нравственных категорий, таких как: друг, дружба, добро, гнев, злость, радость, жадность и т. д.

Второй этап. Основной (деятельностный).

Цель: апробация и внедрение в работу с родителями и детьми социально-педагогической технологии «Словарь дошкольника».

Основные формы работы:

• Создание картотеки поговорок, пословиц, крылатых фраз из различных словарей и других источников в родительский уголок;

• Проведение родительского собрания: «Словарная работа – как средство ознакомления с окружающей жизнью»;

• Консультации по теме: «Роль семьи в жизни дошкольника»;

• Чтение познавательной художественной литературы;

• Создание альбомов с художественными портретами;

• Использование сюжетно-ролевых игр с целью обогащения словаря детей;

Индивидуальные задания;

• Создание авторских дидактических игр на эмоции;

• Использование дидактических словесных игр на занятиях, в совместной и свободной деятельности;

• Создание буклетов «Словарь дошкольника» и «Добродетели».

Результатом реализации данного этапа стала разработка методического и дидактического сопровождения для реализации данной технологии в работе с семьей.

Третий этап. Аналитический.

Цель: анализ итогов работы, презентация технологии «Словарь дошкольника».

Опыт дошкольного учреждения по реализации социально-педагогической технологии «Словарь дошкольника» был представлен на 5 Всероссийских родительских чтениях «Добродетели есть суть высокой нравственности человека» в городе Перми.

Результаты реализации технологии обсуждались на краевом круглом столе «Технология духовно-нравственного воспитания детей и взрослых. Практика. Проблемы. Находки».

В процессе реализации проекта были получены следующие результаты:

Внедрена в педагогический процесс социально-педагогическая технология духовно-нравственного воспитания взрослых и детей.

Разработан пакет методических рекомендаций по реализации технологии.

Созданы условия для взаимодействия родителей и детей в вопросах социально-нравственного воспитания.

Реализация технологии «Словарь дошкольника» способствовала формированию у родителей и детей адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека.

Считаем, что реализация социально- педагогической технологии духовно-нравственного воспитания является современной, актуальной и эффективной формой родительского образования.

Литература:

1. Алексеева М. М., В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 3-е издание стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000, - 400с.

2. Абрамова Н. «Словарь синонимов русского языка»– 7-е издание, стереотип – М.: Русские словари, 1999, «Толковый словарь» - 638с.

3. «Добродетели». Книга для родителей по воспитанию в детях добродетели. – Балашов, изд. «Николаев», 2005г. – 264с.

4. Мулько И. Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

5. «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника» под ред. Л. Ю. Субботиной. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2001 – 479с.

Публикации по теме:

Роль взрослого в протекании кризиса трёх лет Роль взрослого в протекании кризиса трех лет Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими.

Родительский клуб «Дружная семья». Семинар-практикум «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример всему!» Форма проведения: семинар-практикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
«Словарь дошкольника как современная индивидуальная форма работы с семьей». Проектная деятельность в детском саду
Опубликовано: 1 марта 2014 в 15:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...