«Снежная фантазия». Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Елена Конопкина
«Снежная фантазия». Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Программное содержание.

- уточнить и расширить представление детей о снеге;

-активизировать словарь детей, расширять представление о родственных словах;

- привлечь детей к процессу словообразования;

- закреплять умение детей разделять звуки на твёрдые и мягкие согласные;

- развивать зрительное внимание, мышление, речеслуховую память.

Материалы: кукла в костюме Снегурочки, картинки с изображением родственных слов; игра для интерактивной доски; презентация снежных пейзажей для интерактивной доски, пособие «Снежинки» для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом; чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идёт» М. Познанской; чтение рассказов и сказок о снеге: «Зачем зимой снег?», «Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег».

Ход занятия.

В. – Ребята, отгадайте, о чём эта загадка.

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок.

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеёк.

(Снег)

Д. – (ответы детей) – снег.

В. – Да, это снег. А что такое снег? Почему идёт снег? С поверхности водоёмов испаряется вода, поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом. А как называются такие кристаллы? Отгадайте загадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

Д. – Это снежинка.

В. – Снег состоит из снежинок. А какой бывает снег?

Д. – Снег бывает белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, мягкий, липкий. Снег также похож на ковёр, одеяло, на деревьях лежит шапками.

В. – А какой бывает снежинка?

Д. - Снежинка бывает белая, лёгкая, ажурная, прозрачная, красивая. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, «танцевать», на ладошке – таять.

В. - По форме все снежинки похожи на шестиконечные звёздочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. Если много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несёт, это называется вьюга, метель. Холодно, страшно в метель, но мы с вами не боимся, а попробуем со снежинками поиграть. (Физкультминутка)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дама маме.

(Дети поднимают руки над головой

и делают хватательные движения,

словно ловят снежинки. )

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны. )

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются. )

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий, рыжий мячик.

(Прыжки на месте. )

Ну а мы идём, идём

(Ходьба на месте. )

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся на стульчики. )

.

В. – А теперь давайте попробуем с вами «создать» вьюгу, подуем на снежинки.

Дыхательная гимнастика: дети держат снежинки на верёвочке и дуют на них с разной силой: то сильнее, то слабее.

«Снежная фантазия». Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

В. - Ребята, наша вьюга так разыгралась, что произошло чудо: в снежной буре возникла девочка. (Показывает куклу. ) Как её зовут?

Д. – Снегурочка.

В. – С какого звука начинается её имя? (ответы детей.) Да, со звука «с», а какой это звук?

Д. – Согласный, твёрдый.

В. – Сейчас мы поиграем с вами в игру и определим, в каком слове твёрдый согласный звук, а в каком – мягкий.

Проводится игра на интерактивной доске «Положи в свою корзинку».

В. – Снегурочка пришла к нам в гости и хочет с вами поиграть. А от какого слова произошло имя Снегурочки?

Д. – Снег.

В. – Снегурочка принесла картинки и просит найти все картинки с родственными словами слову «снег». Одна картинка среди них лишняя. Вы должны догадаться, назвать её и объяснить, почему она лишняя.

Проводится игра «Найди лишнюю картинку».

В. – Вы хорошо поиграли, но Снегурочка принесла ещё одну игру: «Вспомни - назови»: послушайте стихотворение и назовите все родственные слова слову «снег»:

Невесомые снежинки превратились в снегопад.

На дорожки, на скамейки мухи белые летят.

Дети лепят снежный ком, станет ком снеговиком.

Малыши в снежки играют, кто-то строит снежный дом.

А в кормушке снегири зерна с крошками нашли.

Белоснежные сугробы все дорожки замели.

Прячутся подснежники под сугробы снежные.

А Снегурочка с мешком посыпает всех снежком.

(Кулакова Т. В.)

В. – Молодцы, вы все слова назвали правильно. Теперь вы знаете, что такое снег, какой он бывает, из чего состоит, каким словом обозначается и что у слова «снег» много родственных слов.

Публикации по теме:

Пособие по обучению грамоте «Чудо-городок звуков и букв»Пособие по обучению грамоте «Чудо-городок звуков и букв» Данное пособие используется в старшем дошкольном возрасте. Цель: познакомить детей с буквами и звуками; учить соотносить звук букве; закреплять.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
«Снежная фантазия». Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Опубликовано: 19 января 2014 в 14:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест –игра «Насекомые» (Старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД во второй младшей группе, ОО «Социально-коммуникативное...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...