«Сочиняем сказки». Консультация для родителей

ирина дерендяева
«Сочиняем сказки». Консультация для родителей

«Сочиняем сказки»

(Консультация для родителей)

В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Произвольный характер воображения возможен при использовании детьми особых средств, образов особого типа, которые можно назвать символическими.

В символическом образе слиты особое условное обозначение реальности и отношение к ней ребенка. Еще Л. С. Выготский писал: «…для игры, с развитием которой неразрывно связано развитие воображения, характерно наличие «мнимой ситуации»…». В такой ситуации ребенок самим собой, предметами-заместителями обозначает определенные стороны действительности. Аналогичная мнимая ситуация может создаваться в любой его деятельности: в литературном творчестве, изобразительном, в конструировании и т. п. Подобное условное обозначение возможно при определенном отношении ребенка к окружающей действительности, когда преобладает либо познавательный, либо эмоциональный компонент.

При развитом воображении в его символических образах бывают представлены оба типа отношении ребенка к действительности, но часто в разной степени. Важно, что подлинный символический образ позволяет ему адекватно выражать и эмоциональное, и познавательное отношение к действительности в продуктах воображения.

Умение обозначить каким-либо одним символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки, называется графической аналогией.

Графической аналогией детей подводят к понятию-приему «свертыванию» - умение выделить в образе самое главное. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим выработать у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить находить графическую аналогию самостоятельно.

С чего начать? С самого простого.

Поиграйте в игру «Что в круге». Так вы научите ребенка условному изображению любых предметов, умение их классифицировать. Рисуйте на доске, например, кружки (или другие геометрические фигуры) и при том перечисляйте: «Это яблоко, это слива…». Потом обведите эти кружки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда круг – это что?»

Примечание.

1. Не располагайте фигуры в круге так, чтобы получившееся изображение было похоже на изображение лица (этот образ у детей возникает сразу, и уйти от него трудно).

2. Не спрашивайте про большой круг сразу «Что это?», так как дети тут же проводят аналогию по внешнему виду, отвечают так: «Колбаса, сыр…»

Далее дайте ребенку возможность высказать все идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, блюдо большим кругом… Потом скажите: «Нет, это не фрукты, это…» (например, назовите несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, детский сад, магазин и пр. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… дети». Большой простор для фантазии! Главная цель игры – показать ребенку, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами. Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их, например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги дома – квадратами или прямоугольниками; людей – треугольниками и т. д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.

Далее можно «поиграть» линией. Читая ребенку какое-либо произведение, предложите ему быстро нарисовать образ героя, сначала полуреальный, выделив в герое самое главное (девица-красавица – солнышко, Иванушка – только улыбка) Необходимо на изображение давать определенное время – это может быть небольшая пауза в чтении, можно договориться с ребенком так: он рисует, пока взрослый дочитает предложение до конца. Это нужно для того, чтобы ребенок не увлекался подробностями в изображении.

Похвалите ребенка и подумайте вместе с ним: как можно нарисовать портрет одной линией? Предложите ему попробовать почувствовать некий характер через собственные движения: встал, прямой как струна, застыл – какой ты сейчас? Твердый, крепкий, сильный, стойкий… А у Хаврошечки мягкий характер. Какая линия будет? (волнистая). И т. д.

Поработав так до тех пор, пока ребенок не освоит разные начертания линий-характеров, можно предложить им нарисовать ваш «портрет», «портрет» товарища, соседа. Рассматривая с ребенком получившиеся линии, спросите: «А почему линия такая? Какая по характеру эта линия?» И вы услышите много интересного о себе или о ком-то другом, кого ребенок изображал. Почему? Потому что, как правило, ребенок стесняется это делать в открытую, а линию так же, как сказочного героя в фантастической аналогии, он опишет с удовольствием.

Когда ребенок научится изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, можно предложить им составить модель сказки, в которой помимо образов героев можно изобразить действия. Ребенку дают длинный узкий листочек (на нем удобнее располагать действия последовательно) и один цветной карандаш («многоцветие» мешает ребенку сконцентрироваться).

Читая или рассказывая сказку, предложите ребенку «записать» ее так, как «записал» бы древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Предложите ребенку «прочитать» свою запись и по этой же модели сочинить новую сказку. Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть совершенно на них не похожи (другая ситуация, другие герои, другие взаимоотношения между ними).

Участь «записывать» сказку, составлять ее модель, ребенок приобретает очень важное умение – умение выделять в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую. Умение составлять модели позволит ребенку в будущем составлять план устного ответа, писать изложение, сочинение.

Ребенок, умеющий пользоваться моделями, быстрее осваивает азы компьютерной грамотности, что в настоящее время приобретает все большее значение.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
«Сочиняем сказки». Консультация для родителей
Опубликовано: 9 марта 2013 в 18:36
+71
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...