Социализация дошкольников на основе гендерного подхода (из опыта работы)

Елена Петровна Майоровская
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода (из опыта работы)

Социализация - это процесс, который начинается с рождения ребёнка. С раннего детства человек усваивает образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он родился и живёт. Сначала он учится взаимодействовать в семье, затем в коллективе сверстников, в обществе.

Наш детский сад на протяжении многих лет в деле воспитания и обучении детей использует методы ТРИЗ и РТВ. Соблюдение принципов, заложенных в «фундамент» дошкольной ТРИЗ и РТВ, таких как, доступность содержания; интегрированность различных видов деятельности; приоритетность игровых заданий над чисто дидактическими; самостоятельность и инициатива ребёнка, помогают успешно решать задачи по социализации ребенка дошкольного возраста.

Цель любого педагога - научить ребёнка жить в обществе, воспитать всесторонне развитых детей, дать всё необходимое для максимальной реализации ресурсов человека. Чтобы осуществлять работу по социализации, расширять гендерные представления у детей, я наметила ряд задач, которые успешно решаются на основе методов ТРИЗ и РТВ.

1. Расширить представления детей о жизни взрослых людей (мужчин и женщин)

а) представить семью как систему, о членов семьи, как ее составные части

б) уточнить физические отличия мужчин и женщин, сравнив их данные по системному оператору

в) сопоставить функции мужчин и женщин на основе морфологического анализа

г) расширить представления о хороших и плохих аспектах жизни мужчин и женщин.

2. Дать знания детям о профессиях. Формировать умения видеть положительные и отрицательные качества разных профессий.

3. Воспитывать уважение к старшим, к их труду.

Свою работу я начала с расширения и уточнения представлений детей о семье. Эта тема очень близка и понятна каждому дошкольнику, все дети любят маму, папу сестру. О них они, кажется, знают все и готовы говорить бесконечно. Я спросила каждого ребенка: «Какой твой папа? Какая твоя мама?» Дети назвали много замечательных качества мужчин сильные, строгие, смелые, умные, важные, трудолюбивые, спортивные, добрые, уважаемые). Про женщин тоже было сказано много хороших слов (слабые умные, добрые, заботливые, стройные, внимательные, вежливые, трудолюбивые, модные).

Беседуя с детьми о родителях, ребенок сразу называет очевидные отличия мужчин и женщин (внешность, голос, сила, элементы одежды).

Рассмотрев женщину и мужчину по системному оператору и определив их отличия (рост, ширина плеч, размеры стоп и кистей рук, развитость мускулатуры, детям становится понятно, что мужчина физически сильнее женщины. Затем определяем основные функции мужчин и женщин. Основная функция женщины – рожать и воспитывать детей, мужчины – обеспечивать семью материально Дополнительные функции у женщин - стирать, убирать, готовить, а когда подрастёт ребёнок - работать. Основная функция мужчин – материально обеспечивать семью (работать) Дополнительные функции у мужчин - помогать женщине в воспитании детей, делать ремонт в квартире….

Уточняем с детьми некоторые правила взаимодействия мужчин и женщин; мужчина сильнее и должен защищать женщину, носить тяжести, выполнять физически тяжелую работу; женщина слабее мужчины, ей доступна работа по дому. С помощью дидактической игры «Хорошо - плохо» (быть мужчиной, быть женщиной) определяем хорошие и плохие аспекты жизни взрослых людей. Здесь же мальчики получают для себя ответ на вопрос, почему они должны быть внимательными, вежливыми по отношению к девочкам (уступать девочкам, не драться с ними….)

Расширять представлений о мужских и женских характерах и труде помогает ознакомление дошкольников с художественной литературой. Чтение и обсуждение следующих произведений доставило детям удовольствие:

-русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

-русская народная сказка «Царевна – лягушка»,

-русская народная сказка «Хаврошечка»,

-К. Тангрыкулиев «Совсем как папа»

-Ш. Перро «Красная шапочка»

-В. Бокова «Про папу»

- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

- В. Маяковский «Кем быть?»

- С. Михалков «А что у вас?»

Беседуя с детьми по – русской народной сказке «Гуси лебеди» спрашиваю: «Почему Ванюша попал в беду?», «Какой была девочка в начале сказки?», «Почему девочке удалось спасти братца?»

Старинные русские народные пословицы помогают понять детям, что женщины и мужчины в равной степени важны, нужны, любимы нами. Вот уж действительно: «Русская пословица недаром молвится». Определили смысл пословиц, выучили их наизусть:

-«Гречневая каша – матушка наша»,

- «Хлебец – ржаной батюшка родной»,

- «Хлеб – батюшка, вода – матушка»,

- «Куда иголка, туда и нитка»,

- «При солнышке тепло при матери добро»,

«Птица радуется весне, а ребёнок – матери».

Эти пословицы дают возможность понять о роли женщины и мужчин в нашей жизни. Очень порадовало то, что дети это понимают, в равной степени с любовью отзываются о родителях.

Всякий раз, когда знакомлю детей с какой либо профессией, предлагаю подумать и определить женская она или мужская, обосновать свой ответ.

- Почему женщине нельзя работать грузчиком?

- Почему мужчины не работают воспитателями в детском саду?

Используя метод структурного подхода, группировали с детьми профессии по их принадлежности: женские (воспитатель, прачка, швея); мужские( (грузчик, слесарь, военный, совместные (врач, парикмахер, учитель). А с помощью морфтаблицы классифицируем орудия труда, увлечения женщин и мужчин. По вертикали в морфтаблицу заложила орудия труда (увлечения) по горизонтали - мужские, женские.

В сюжетно - ролевых играх дети отражают свои знания о окружающем мире, подражают взрослым, экспериментируют. Роль продавца, парикмахера, врача охотно исполняют и девочки, и мальчики. В играх развиваются эмпатийные способности у детей. Дошкольники учатся не только действовать, но и быть внимательными, спокойными, заботливыми, сочувствующими, нежными.

В играх – тренингах дети учатся самостоятельно думать, выражать свою точку зрения, отстаивать ее, оценивать не только поступки товарищей, но и свои. Наиболее популярны у детей такие игры – тренинги, как: «Скажи комплимент», «Расскажи о радостном» (грустном, удивительном, «Когда мальчику не стыдно плакать», «Мой поступок», «Я - руководитель»«Что, если…»

Родители являются активными участниками учебно-воспитательного процесса. Совместно мы расширяем представление у детей о труде взрослых, занятых в промышленности, строительстве, на транспорте; формируем представление о механизмах, облегчающих труд людей; воспитываем понимание общественной значимости труда, уважение к взрослым - учим ребенка жить.

Родители охотно принимают участие в дискуссиях на темы:

- «Что такое женское счастье»,

- «Существуют ли женские и мужские профессии»,

- «Как воспитывать девочек и мальчиков»

Литература:

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

2. Исаева Т. Высшая школа в гендерном ракурсе // Высшее образование в России. - 2005. - №11. - С. 154-157.

3. Рыков С. Л., Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике (обзор литературы) // Высшее образование в России. - 2001. - №4. - С. 110-117.

4. Штылёва Л. В. Фактор пола в образовании. Гендерный подход и анализ: Монография. - М., 2008. - 316 с.

Публикации по теме:

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Творческая игра в социализации дошкольников Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Социализация дошкольников на основе гендерного подхода (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 13:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Мастер-класс в смешанной технике «Ягода — клубника» детей средней группы.
Воспитатель: Лето - прекрасная пора, столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. Это и овощи, и фрукты, и ягоды. А вы знаете, какая ягода...
День рождения с Карлсоном. Сценарий летнего развлечения.
День рождение с Карлсоном. Дети под музыку «Друзья» выходят на площадку. Ведущий: Ребята, мы собрались сегодня неспроста, потому что… Сегодня!...
Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за...
Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В этом учебном году...
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны Начало лета. Жизнь вокруг кипит, Жива любовь, зарубцевались раны, Но этот день июня не забыт. 22 июня -одна из самых...